Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Министр Максим Топилин в итоговом интервью «Россия 24» рассказал о зарплатах, пенсиях, таргетировании бедности и новых демографических мерах

Министр Максим Топилин в итоговом интервью «Россия 24» рассказал о зарплатах, пенсиях, таргетировании бедности и новых демографических мерах

В: Министерство труда и социальной защиты рассчитывает на реальный рост зарплат россиян по итогам года на 3-4%. Об этом в интервью нашему каналу рассказал глава ведомства Максим Топилин.

КОР: Максим Анатольевич, здравствуйте.

МАКСИМ ТОПИЛИН (МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ): Добрый день.

КОР: Давайте начнем с общих итогов года. Скажите, как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке труда и в социальной сфере.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Ну, вы знаете, мне кажется, что год был очень удачным. Мы начали позитивное движение и начали выходить из тех негативных трендов, которые у нас были с доходами прежде всего в предшествующие два года. Первый такой вот показатель, который, мне кажется, очень важен, это рост реальной заработной платы. К сожалению, пока реальные доходы по итогам 9 месяцев, 10 месяцев чуть-чуть отстают реальные доходы от прошлого года где-то на 1,5%. Но заработная плата, если брать заработные платы, а это основная составляющая всех доходов населения, в ноябре выросли уже по сравнению с ноябрем прошлого года уже на 5,4%. Реальные. Если брать 11 месяцев к 11 месяцам весь период, то рост будет 3%. Это означает, что, возможно, в декабре, в декабре все-таки всегда существуют различные выплаты, различные премии, годовые бонусы и так далее, и так далее, это касается не только там каких-то коммерческих, там, нефтяных компаний, нет, это касается и бюджетного сектора. Я полагаю, что реальные зарплаты сохранятся на уровне там 3-4% будет рост. И я надеюсь очень, что с учетом декабрьского роста по итогам года будет рост реальных доходов.

КОР: Это связано с ростом экономики?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Это связано и с ростом экономики, и с восстановительным ростом заработных плат. Вы помните, что 2015 год реальные зарплаты упали достаточно сильно. Да, это было снижение на почти 9%. Вот это восстановительный рост, когда все-таки и на рынке наблюдается дефицит рабочей силы. У нас сейчас снижается количество населения в трудоспособном возрасте. Это дает определенные позитивные восстановительные такие траектории. Плюс 4 квартал это все-таки гораздо более существенный прирост заработных плат для указанных категорий: врачи, учителя. В 4 квартале дополнительные средства были выделены и по линии федерального бюджета, и по линии бюджетов субъектов. Это тоже определенным образом влияет. Не очень существенно, но для бюджетных отраслей это существенно. Допустим, если мы возьмем, я говорил о заработной плате в целом по экономике, допустим, у нас в октябре, в октябре этого года в здравоохранении зарплаты выросли почти на 8%. Это как раз показатель того, что по врачам мы выхо... должны выйти на те показатели, которые установлены указаны. Но окончательное, окончательное увеличение будет осуществляться в январе, в январе, с января месяца, потому что у нас цель была с 2018 года чтобы зарплаты указанных категорий вышли на 200 и 100% в зависимости от... Врачи — 200, какие-то категории 100%. Это будет уже окончательное исполнение указов. Мы очень надеемся и сейчас очень внимательно следим, что происходит, как регионы предусматривают деньги в бюджетах. По нашим оценкам, порядка 210 миллиардов субъекты Российской Федерации, мы видим их бюджеты, они их согласовывают с министерством финансов, 210 миллиардов дополнительно, дополнительно бюджеты субъектов предусматривают только на выполнение указанных категорий по заработным платам с января следующего года. Плюс 4% будет индексация всем остальным бюджетникам. Это тоже очень важно. При низкой инфляции это уже выход на тоже реальный рост, потому что инфляция будет по итогам года, Минэкономразвития ожидает, что это будет где-то, может быть, и 2,5%. Поэтому безработица тоже неплохо себя ведет. Идет снижение. И я уже сказал, что дефицит трудовых ресурсов с точки зрения заработных плат это хорошая история. Но вместе с тем очень важно заниматься и программами переобучения, чтобы люди, которые все-таки теряют работу, могли найти поддержку у государства. Я думаю, что по этому году будет меньше 5,5%, а уже ноябрь это уже 5,1%. Но в среднем за год будет чуть-чуть, чуть-чуть выше нам 5,1%. Следующий год тоже будет, я надеюсь, снижение безработицы, потому что в принципе мы выходим на позитивные такие изменения.

По пенсиям. Пока с учетом, вы помните, была в январе пятитысячная выплата дополнительная. Вот с учетом этой дополнительной выплаты пенсии в реальном выражении выросли где-то порядка 2-3%. Год покажет, но немножко рост реальных пенсий он тоже присутствует.

Поэтому я считаю, что мы выходим, постепенно выходим на такую нормальную позитивную динамику и уже на нее вышли. Главное — тенденции закрепить.

КОР: Мы подробнее сейчас и о пенсиях, и о зарплатах, наверное, поговорим. Но вопрос, который касается непосредственно доходов населения, хочу задать прямо сейчас. Была буквально на днях поставлена задача таргетировать бедность. Расскажите, как вы собираетесь это делать.

МАКСИМ ТОПИЛИН: У нас, по оценкам, которые существуют, пока, пока уровень количества граждан, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума, они где-то сохраняются на уровне 20 миллионов, это 13-13,5% от всего населения страны. Действительно, это такой неприятный, как минимум, показатель. Конечно, он связан с тем, что в предыдущие 2-3 года достаточно серьезно рос прожиточный минимум. Росли цены. Когда цены росли, рос прожиточный минимум. Сейчас эта тенденция уже прекращена. Мы уже сделали ряд шагов для того, чтобы в следующем году как минимум эти показатели пошли вниз. Первое это повышение минимального размера оплаты труда. У нас минимальный размер оплаты труда будет 85% от ПМ с 1 января 2018 года.

КОР: Прожиточного минимума, поясним зрителям.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Прожиточного минимума, конечно. И сто процентов с 1 января 2019 года. То есть впервые вообще в истории Российской Федерации мы смогли вывести минимальный размер оплаты труда на уровень прожиточного минимума. Эту норму, это был тоже тогда такой очень серьезный компромисс еще в 2000 году, когда был принят новый Трудовой Кодекс, договорились о том, что будем к этому стремиться. И вот прошло 17 лет, 18 уже лет, когда это приобрело такую уже реальную, стало реальностью.

КОР: Вот вы упомянули работающих бедных. Я бы хотел спросить не работающих богатых. Удается ли выводить самозанятых из тени?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Ну далеко не все они богатые.

КОР: Я условно.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Есть разные категории. Есть разные категории. Но будем говорить о том, что это все равно те, кто зачастую за них не отчисляются страховые взносы, но при этом, так сказать, государство, там, если брать, допустим, медицинское страхование, то регионы платят за граждан, которые скрывают свои доходы, платят за них взносы в систему ОМС, как за не работающее население. Конечно, это, мне кажется, не очень справедливая история, точнее, совсем несправедливая. Но вы знаете, что когда мы начинаем какие-то темы в этой сфере поднимать, так тоже все говорят, что, может быть, это неправильно, надо выводить их каким-то образом из тени, сейчас существует законодательство, которое позволяет самозанятым на два года, это 2017 и 2018 год, такие поправки были внесены в Налоговый кодекс, вообще не уплачивать страховые взносы. То есть для них создан стимул выходить из тени фактически. То есть вы можете получить, уведомить налоговую службу, если вы занимаетесь, там, помощью по дому, репетиторством, там, услуги няни и так далее, и так далее, это в Налоговом кодексе всё записано, мы можете не платить взносы вообще в силу закона, направить уведомление и жить, что называется, легитимно. Но, к сожалению, пока таких людей за этот год, там, по-моему, меньше тысячи, налоговая служба фиксирует.

КОР: А почему так получается?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Фиксирует меньше тысячи. Мы пытаемся сейчас проанализировать ситуацию. Может быть, это просто еще люди не понимают, а что будет за пределами, там, года, то есть только 2018, льгота на 2017-2018 год. Но я все время говорю о том, что такая не очень хорошая история. Мне кажется, люди должны все-таки, наши граждане должны все больше и больше понимать, что без наличия страхового стажа, без наличия страховых взносов все-таки они оказываются потом, потом в достаточно такой в рисковой зоне с точки зрения, там, назначения в последующем пенсии.

КОР: А что, кстати, будет за пределами этого года? Раз возникает этот вопрос, давайте попробуем ответить.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Пока, пока, пока мы думаем на эту тему. Я думаю, что будут определенные предложения. Мне кажется, что самое главное нам просто с точки зрения даже такой информационной работы, разъяснительной работы доводить до людей информацию, что это в принципе такое неправильное поведение как минимум. Это вообще по большому счету несправедливо по отношению к другим людям, которые... за которых все взносы уплачиваются. Ведь мы все потом пользуемся страховыми различными... страховыми принципами, страховыми системами, там по больничным листам, там по пенсионному обеспечению. И сейчас мы же сталкиваемся с тем, что, допустим, пенсионные... изменения в пенсионной системе, которые были с 2015 года, сейчас, допустим, уже нужно для того, чтобы получить страховую пенсию, не пять лет стажа, как было раньше, а уже 8. И иногда мы видим, что люди говорят: а у меня нет восьми лет или нет того количества баллов. А требования к баллам увеличивается. И это же тоже стимул, и это тоже посыл, чтобы граждане работали легально, чтобы они направляли отчисления соответствующие или работодатель за них направляли отчисления в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования с тем, чтобы обеспечить систему гарантий. Поэтому мне кажется, нужно просто не делать каких-то резких движений, а нужно просто постепенно, постепенно доводить эту информацию, и чтобы в сознании наших граждан вот эти элементы необходимости быть застрахованным, быть, в общем-то, ответственным и за свою судьбу, и, в общем-то, так скажем, справедливо относиться к тем, кто работает легально, да, это, мне кажется, должно просто войти и стать общим местом, общим правилом. Это невозможно сделать за, там, один год или за два года.

КОР: Но может быть, действительно все-таки тут некие, ну условно, да, карательные меры: отказ в бесплатной медицине.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Ну отказ, у нас по конституции бесплатная медицина, бесплатная медицинская помощь. Я думаю, что таких карательных мер не должно быть, но еще раз повторю, что мы же, мы же вот в системе персучета, которая существует в пенсионном фонде, так если говорить честно, то мы видим все, у нас есть вся информация по каждому гражданину, платятся за него взносы или не платятся, в каком возрасте находится, и так далее. Я думаю, что и цифровые технологии в дальнейшем, развитие цифровых технологий, возможность учета операций наличных, безналичных, да и так далее, и так далее, всё это постепенно, постепенно всё поставит на свои места. Просто не надо торопиться с этим.

КОР: Вы упомянули пенсионную сферу. Давайте поговорим о грядущей, если она, конечно, грядет, пенсионной реформе. По крайней мере, судя из последних заявлений, которые прозвучали, перспектива эта становится все более реальной. Какое... какая позиция у Минтруда по этому вопросу?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Ну мы исходим из того, что мы после определенного перерыва, который был обусловлен такими непростыми явлениями в экономике, мы в этом году, в 2018 году, в предстоящем 2018 году вернулись к стандартной схеме индексации пенсий. Это очень важно. И было очень много дебатов по этому поводу. Причем индексация пенсий произойдет не с 1 февраля, как обычно это бывает, а с 1 января, несколько раньше. Индексация всех страховых пенсий будет не на уровень инфляции, как это должно было быть, а на 3,7%. Казалось бы, что такое 3,7%? Не так много. Просто мы, наверное, пока еще совсем не привыкли воспринимать как реальность то, что инфляция всего там 2,5%. Просто не привыкли. Мы не готовы к этому морально. Мы хотели. Нам не нравилось, что инфляция была высокой, сем не нравилось, что инфляция была, там, 10-12%. Но когда инфляция, к счастью, стала низкой, это действительно уникальное достижение 2,5%. Ну вот года три назад если бы мы с вами обсуждали, какая может быть инфляция, ну я очень сомневаюсь, что мы бы подумали о том, что она может быть там 2,5%. Конечно, есть, мы когда тоже и общаемся постоянно с гражданами, конечно, у людей есть некое недоверие. Они говорят, ну цены в магазинах, там, больше растут. Но мы не меняли никаких подходов к измерению инфляции. Вот как мы ее мерили, как Росстат ее мерил, так она и меряется. То есть никаких махинаций с методикой, там какой-то, их нет. Это реальная действительно инфляция 2,5%. В ощущениях, может быть, конечно, существуют какие-то там другие вещи, но мы должны привыкнуть жить в этой низкой инфляции. И на самом деле индексация на 3,7% при инфляции 2,5, такого превышения индексации над фактической инфляцией у нас никогда не было фактически, вот. Поэтому это очень такой важный момент.

Что касается изменений. Понимаете, просто мы должны... Эта тема все время обсуждается, она обсуждается экспертами, но почему мы ее, почему мы ее обсуждаем? Потому что мы понимаем, у нас, как я уже сказал, количество населения в трудоспособном возрасте будет снижаться, в десятилетней перспективе будет снижаться. Количество пенсионеров будет увеличиваться. Если мы не будем менять параметры и настраивать параметры пенсионной системы, то у нас просто, просто не будет внутренних возможностей пенсионной системы обеспечивать рост пенсий. Ведь мы ставили перед собой вообще задачу увеличить пенсии до... средние пенсии где-то до двух, до двух с половиной размеров от прожиточного минимума пенсионера. Кризис, вот прошедшие годы позволили нам удержаться лишь где-то на 1,6-1,65 вот где-то соотношение средней пенсии с прожиточным минимумом пенсионера это где-то 1,65, 1,6-1,65. Мы должны выйти, чтобы обеспечить ту же тему, о которой мы с вами говорили, это рост доходов, реальных доходов, нам нужно систему вывести на такой тренд, когда пенсии увеличиваются по отношению к прожиточному минимуму. И надо сделать это так, чтобы это обеспечивалось за счет прежде всего страховых взносов, а не за счет дотаций и не за счет трансфертов из федерального бюджета. Поэтому демографические тенденции, необходимость роста пенсий, необходимость увеличения пенсий для пенсионеров они потребуют в любом случае перенастройки определенной пенсионной системы.

КОР: Пенсионного возраста.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Пока всё обсуждается. Пока это всё обсуждается. Пока никаких решений конкретных не принято. На самом деле вот если говорить о повышении пенсионного возраста, повышение пенсионного возраста как раз это, наверное, самое.... самый такой спорный момент с точки зрения балансировки пенсионной системы. Это только так кажется, что повысили пенсионный возраст, доходы увеличились или расходы уменьшились. Нет, расчеты показывают, что может быть на, там, несколько первых лет есть какая-то выгода от этого для бюджета пенсионного фонда, а через, там, 3-4 года, люди же дольше работают, люди больше формируют прав, люди больше формируют прав.

КОР: Придется больше платить потом.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Если... Да, конечно, конечно. Люди зарабатывают большие прав, и им надо будет в последующем больше платить, поэтому повышение пенсионного возраста в логике тех, кто думает о том, что повысить, повысить пенсионный возраст, это будет какая-то оптимизация. На самом деле это очень большой вопрос. Расчеты этого не подтверждают, или расчеты в длинную это не подтверждают. Поэтому все это надо очень соизмерять: а потом где будут люди работать, да, там, допустим, после если пенсионный возраст увеличивается. Поэтому все это надо считать, о чем и Владимир Владимирович Путин говорил буквально недавно. Единственное могу сказать, что решения пока нет. И этих различные, различные варианты, они безусловно должны обсуждаться и в обществе, и мы не можем, когда мы в 2015 году, в 2013, в 2014, 2015 готовили пакет по пенсионной реформе, мы полтора года это всё обсуждали с партнерами, с профсоюзами, с работодателями, потому что это очень такой чувствительный вопрос..

КОР: Ну это вопрос дискуссии. Собственно, этой дискуссией мы сейчас с вами и занимаемся.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Конечно, конечно, конечно.

КОР: Давайте вернемся еще к зарплатам. Есть ли сейчас где-то в регионах задержки зарплат?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Есть, конечно. Вот буквально недавно я докладывал эти вопросы на правительстве. Вы знаете, в принципе, мне кажется, мы за последние там буквально 5-6 месяцев ситуацию достаточно серьезно поджали с точки зрения контроля со стороны Федеральной инспекции по труду, со стороны региональных властей. Подключили к этой работе полномочных представителей президента. Ну вот действуем даже вот технически. То есть вот берем просто списки предприятий, где есть, по нашим данным, задолженность больше 25 миллионов, таких предприятий около ста, и в ручном режиме просто я отсылаю это полпредам, созваниваюсь с ними, прошу их провести совещание. И что называется, вот палкой пытаемся это вышибить, потому что ну по-другому зачастую это невозможно сделать. То есть там есть темы текущих каких-то неплатежей. Она всегда балансируется: чуть не заплатили, где-то произошли сбои, там, с расчетами, там, через полмесяца заплатили. Но есть же долги, которые тянутся, там, многие-многие даже, может быть, и не один год.

КОР: Максим Анатольевич, я, наверное, приятная тема это демографические инициативы Владимира Путина. Давайте еще раз расскажем зрителям, какие семьи на что могут претендовать и куда можно обращаться?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Пособие будет платиться и на первого, и на второго ребенка по одинаковым правилам. Во-первых, это размер пособия — прожиточный минимум ребенка в регионе, то есть оно дифференцированно по регионам. В одних регион.. всё зависит от уровня жизни и уровня цен в регионах. То есть если это, допустим, там, регион Средней полосы России, там, Белгородская, Орловская область, то это будет, там, порядка, там, девяти тысяч рублей тот ПМ ребенка, прожиточный минимум ребенка, который в регионе существует. В северных регионах, соответственно, это будет выше. Где-то 15 тысяч, где-то 16 тысяч, где до 20 практически тысяч рублей в месяц, в месяц. Учитывается... продолжительность выплаты пособия полтора года. Подавать заявление нужно при за..., если это пособие на первого ребенка, в органы социальной защиты субъектов, туда, куда все семьи, если необходимо получить пособие, обращаются. На второго ребенка это выплата связана с материнским семейным капиталом. Если ребенок родился после 1 января, с 1 января, то семья идет за материнским семейным капиталом и одновременно пишет, если считает нужным, заявление на выплату этого пособия на второго ребенка из материнского семейного капитала. То же самое полтора года. Ну, главное еще условие: среднедушевой доход семьи должен быть при рождении первого ребенка и при рождении второго ребенка не выше полутора прожиточных минимумов региона. Все-таки мы исходим из того, что мы должны помочь в том числе и тем людям, которые... у которых не очень высокие доходы. Это и демография, это и доход... программа доходов, о которой мы с вами говорили. Мы считаем, что это очень будет поле... важно для молодых семей, студенческих семей, потому что у них доходы все-таки, как правило, ниже. Мы считаем, что это позволит нам, позволит нам дать такой правильный, правильный сигнал семьям, у которых не очень высокие доходы, молодым семьям о том, что не надо делать, если вдруг ну что-то не так с доходами, не надо делать аборт. Это тоже очень важно. У нас достаточно большое количество мы теряем потенциальных рождений, потому что достаточно высокое количество, к сожалению, таких ситуаций бывают. И они принимаются в разных же случаях, и безусловно тогда, когда ситуация непростая, когда мама, семья не уверены или имеют какие-то риски, да, там. Разные ситуации бывают. Но это очень важно.

КОР: Но финансовая в том числе.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Да, это очень важно. Это пер... это первая программа — первый и второй ребенок. Законы приняты, средства в бюджете все предусмотрены, они сразу пойдут в региональные бюджеты после нового года (особенность бюджетного процесса). Вторая про... вторая программа это то, что связано с материнским семейным капиталом, это его продление, собственно, его продление еще на три года: 2019, 2020, 2021 год. Материнский семейный капитал продлен, то есть это тоже дает уверенность семьям, что мы продолжаем поддерживать рождение вторых детей. Еще одна мера: мы расширили перечень регионов, где получают пособия на третьего ребенка, где субсидирует федерация на третьего ребенка. А это тоже пособие на третьего ребенка в размере прожиточного минимума ре... прожиточного минимума ребенка в месяц. Это тоже существенный размер. И таких регионов было 50. Сейчас их будет с 1 января 2018 года 60.

КОР: Максим Анатольевич, благодарю вас за это интервью.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Спасибо.



«Вести» интернет-газета» («VESTI.RU»)