19 апреля 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» – именно с этой даты ведется история Государственной службы занятости. Служба занятости была создана в сложных условиях 90-х годов, но за годы своей деятельности она показала, что способна эффективно противостоять безработице, успешно взаимодействовать с социальными партнерами по решению проблем занятости населения, снижению социальной напряженности на рынке труда.

За 28 лет работы служба занятости сформировалась как эффективно работающая и развивающаяся структура, оперативно и точно реагирующая на запросы рынка труда. В центры занятости населения ежедневно обращаются тысячи людей за помощью в трудоустройстве и получают ее.

Постоянно расширяется спектр государственных услуг в области содействия занятости населения, повышается их качество и доступность, открываются новые возможности для граждан и работодателей. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам и работодателям бесплатно.

С 2019 года в рамках национального проекта федеральном проекте «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» предусмотрена модернизация службы занятости населения с целью повышения эффективности ее деятельности, обеспечения комплексного подхода к решению проблем занятости в регионах, включая вопросы снижения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создания новых рабочих мест, активизации взаимодействия с работодателями, образовательными организациями и другими участниками рынка труда.

Учитывая, что сегодня органы службы занятости находятся в региональном подчинении, предполагается совершенствовать механизмы надрегионального управления системой занятости с целью обеспечения единого высокого качества их услуг по всей стране.

В связи с этим, на федеральном уровне будут разработаны единые требования к организации деятельности органов службы занятости на территории Российской Федерации и обеспечено организационно-методическое сопровождение  внедрения единых требований и стандартов к организации деятельности центров занятости на территории Российской Федерации.

Модернизация центров занятости населения в соответствии с едиными требованиями проводится в 2019 году в 16 субъектах Российской Федерации, в каждом из которых отобраны центры занятости населения для реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности органов службы занятости. Это республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Белгородская, Калужская, Нижегородская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тульская, Тюменская области.

К 2024 году предполагается осуществить полноценную модернизацию центров занятости во всех регионах с учетом опыта реализации пилотных проектов. Таким образом, созданные центры занятости населения нового типа будут оперативно и проактивно действовать в отношении возможных рисков безработицы и неэффективной занятости. Подходы будут проработаны в ходе пилотных проектов в отдельных центрах занятости населения и масштабированы как на прочие центры занятости населения на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, так и на другие субъекты Российской Федерации.

Объем финансового обеспечения на реализацию мероприятий по модернизации центров занятости населения одного субъекта Российской Федерации составляет 39,5 млн рублей, из которых 95% (37,5 млн рублей) составляют федерального бюджета, 5% (2 млн рублей) – средства бюджета субъекта Российской Федерации. Общий объем финансового обеспечения мероприятий по повышению эффективности деятельности органов службы занятости в рамках национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» на 2019 год предусматривается в размере 600 млн рублей в 16 субъектах Российской Федерации.