Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики и об эффективности такого контроля (надзора) за 2019 год

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности

 

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 г. № 526 «Об утверждении порядка ведения перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченных на их осуществление, и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики» приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 25 июля 2017 г. № 172 утвержден перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченных на их осуществление.

В соответствии с вышеуказанным перечнем Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики в 2019 году осуществлял следующие виды регионального государственного контроля (надзора):

за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях;

в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правовые, экономические основы проведенного в 2019 году регионального государственного контроля (надзора) являлись:

- Конституция Российской Федерации;

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»;

- Федеральный закон от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Чувашской Республике»;

- Закон Чувашской Республики от 25 ноября 1995 г. № 68 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике»;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2017 г. № 305 «Об утверждении Порядка организации осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях на территории Чувашской Республики»;

- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2014 г. № 478 (в редакции от 13 июня 2019 г.) «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 10 сентября 2019 г. № 423 «Об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 22 ноября 2019 г. № 521 «Об утверждении административного регламента осуществления Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении указанного регионального государственного контроля (надзора)».

 

Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Непосредственное исполнение регионального государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности и проведение выездных и документарных проверок соблюдения законодательства за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях (далее – контроль (надзор) за соблюдением законодательства за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты) и в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее – контроль (надзор) в сфере социального обслуживания населения) осуществляется сектором контроля и аудита отдела правового обеспечения, контроля и кадровой политики Министерства труда и социальной политики Чувашской Республики (далее – сектор контроля и аудита).

Обеспечительные функции по трудоустройству инвалидов исполняются казенным учреждением Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – центр занятости населения).

Центр занятости населения в целях обеспечения исполнения работодателями требований действующего законодательства в части квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляет постановку на учет, регистрацию, перерегистрацию, снятие с учета работодателей, формирование и ведение базы данных работодателей, прием и обработку ежемесячной информации работодателей о выполнении установленных квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В рамках осуществления контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – Министерство) ведется реестр поставщиков социальных услуг в Чувашской Республике. По состоянию на 31.12.2019 в данный реестр вошли 44 организации и учреждения, из них 39 государственных учреждений и 5 негосударственных социально ориентированных некоммерческих организации.

Реестр поставщиков социальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Чувашской Республике» размещается на официальном сайте Министерства. Сведения в реестре обновляются в соответствии с заявлениями поставщиков социальных услуг.

Осуществление регионального государственного контроля (надзора) Министерством осуществляется в соответствии с утвержденными регламентами, содержащими следующие разделы:

общие положения;

требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора);

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;

порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора);

досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также его должностных лиц.

 

Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Финансирование государственного контроля (надзора) в Министерстве осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на содержание Министерства. Отдельной бюджетной классификацией расходы на содержание сектора контроля и аудита, осуществляющего контроль (надзор), в бюджетной смете Министерства на 2019 год не выделялись.

Штатная численность сектора контроля и аудита составляет 2 человека, Укомплектованность штатной численности составляет 100 процентов.

Контрольно-надзорные функции служащие сектора контроля и аудита осуществляют совместно с исполнением других должностных обязанностей, предусмотренных их должностными регламентами.

Квалификация служащих соответствует занимаемым ими должностям.

 

Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

В соответствии с Планом проведения Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики плановых проверок юридических лиц на 2019 год, утвержденным приказом Министерства от 25 октября 2018 г.№ 419, проведены 23 плановые выездные проверки (или 100 процентов от запланированного количества проверок), в том числе:

- проведено 17 плановых выездных проверок юридических лиц в области квотирования рабочих мест для инвалидов, по результатам которых одному из работодателей и центру занятости выданы предписания об устранении нарушения законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов. В результате проведенных мероприятий работодателем дополнительно выделено 15 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, по результатам проведенных проверок, проведенных в 2019 году, 4 работодателями дополнительно в рамках установленной квоты трудоустроено 5 инвалидов;

- проведено 6 плановых выездных проверок соблюдения законодательства по предоставлению социальных услуг, а также за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. По результатам проверок выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений. Меры по устранению нарушений поставщиками социальных услуг приняты.

 

Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

В соответствии с административными регламентами нарушителям действующего законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов и в сфере социального обслуживания населения Министерством в 2019 году выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений.

Кроме того в целях, предотвращения нарушений со стороны работодателей при трудоустройстве инвалидов центром занятости проводятся:

- анализ соответствия инвалидов, состоящих на учете в качестве безработных, требованиям к предоставленным работодателями вакансиям;

- ярмарки вакансий;

- консультирование работодателей по вопросам трудоустройства инвалидов;

- работодателям, не выполняющим условия квотирования рабочих мест для инвалидов предоставляются услуги по содействию в подборе персонала на квотируемые места и предоставляются сведения о наличии инвалидов, соответствующих предъявляемым квалификационным требованиям;

В целях, предотвращения нарушений в сфере социального обслуживания населения со стороны подведомственных Министерству поставщиков социальных услуг, результаты контрольно-надзорных мероприятий обсуждаются на коллегиях Министерства с участием руководителей структурных подразделений и директоров учреждений социального обслуживания населения, даются рекомендации по предотвращению типичных нарушений.

 

Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Приказом Министерства от 6 февраля 2018 г. № 39 утверждены перечень и порядок (методика) расчета показателей результативности и эффективности при осуществлении Министерством надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях.

Ключевой показатель результативности, отражающий уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба), - удельный вес квотируемых рабочих мест, занятых инвалидами, в общем количестве рабочих мест в пределах установленной квоты по приему инвалидов на работу, составляет в среднем 85 процентов.

Приказом Министерства 6 февраля 2018 г. № 42 утверждены перечень и порядок (методика) расчета показателей результативности и эффективности при осуществлении министерством труда и социальной защиты чувашской республики регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством российской федерации и законодательством чувашской республики государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении указанного регионального государственного контроля (надзора).

Ключевые показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающиеся в минимизации причинения ими вреда (ущерба) соответствуют установленным действующим законодательством требованиям. Ущерб качеству жизни и здоровью получателям социальных услуг, а также материальный ущерб, причиненные им в результате предоставленных социальных услуг с нарушением порядков и стандартов их оказания, не выявлен.

Министерством ведется контроль за соблюдением показателей результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов и в сфере социального обслуживания населения.

Проведенные Министерством мероприятия в рамках регионального государственного контроля (надзора) за 2019 год считаем эффективными в связи с тем, что результаты проведенных проверок обеспечивают соблюдение гарантированных прав инвалидов и получателей социальных услуг.

 

Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

За 2019 год план выездных проверок юридических лиц выполнен на 100 процентов.

Анализ выявляемых нарушений и своевременное доведение до работодателе и поставщиков социальных услуг информации о типичных выявляемых нарушениях, позволяет предотвратить подобные нарушения и обеспечить своевременное трудоустройство инвалидов и качественное предоставление социальных услуг в Чувашской Республике.

В целях своевременного обеспечения инвалидов рабочими местами и соблюдения работодателями прав инвалидов на трудоустройство предлагается предусмотреть в нормах действующего законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов предельный срок вакансий, выделенных работодателями для трудоустройства инвалидов в рамках установленной квоты, по истечении которого работодатель был бы обязан пересмотреть, либо предъявляемые к существующей вакансии квалификационные требования, либо выделить другие рабочие места в рамках квоты.

 

Приложения 

Приложения отсутствуют.