Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики и об эффективности такого контроля (надзора) за 2020 год

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 г. № 526 «Об утверждении порядка ведения перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченных на их осуществление, и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики» приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 25 июля 2017 г. № 172 и от       6 октября 2020 г. № 281 утверждены перечни видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченных на их осуществление.

В соответствии с вышеуказанными перечнями Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики в 2020 году осуществлял следующие виды регионального государственного контроля (надзора):

за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях;

в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правовые, экономические основы проведенного в 2020 году регионального государственного контроля (надзора) являлись:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»;
  • Федеральный закон от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Чувашской Республике»;
  • Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. № 68 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике»;
  • постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2017 г. № 305 «Об утверждении Порядка организации осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях на территории Чувашской Республики»;
  • постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2014 г. № 478 «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике»;
  • приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 10 сентября 2019 г. № 423 «Об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях»;
  • приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 22 ноября 2019 г. № 521 «Об утверждении административного регламента осуществления Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении указанного регионального государственного контроля (надзора)».

 

Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

Непосредственное исполнение регионального государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности и проведение выездных и документарных проверок соблюдения законодательства за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях (далее - контроль (надзор) за соблюдением законодательства за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты) и в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее - контроль (надзор) в сфере социального обслуживания населения) осуществляется сектором контрольно-ревизионной работы отдела правового обеспечения, контрольно-ревизионной и кадровой работы Министерства труда и социальной политики Чувашской Республики (далее - сектор контрольно-ревизионной работы).

Обеспечительные функции по трудоустройству инвалидов исполняются казенным учреждением Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - центр занятости населения).

Центр занятости населения в целях обеспечения исполнения работодателями требований действующего законодательства в части квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляет постановку на учет, регистрацию, перерегистрацию, снятие с учета работодателей, формирование и ведение базы данных работодателей, прием и обработку ежемесячной информации работодателей о выполнении установленных квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В рамках осуществления контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Министерство) ведется реестр поставщиков социальных услуг в Чувашской Республике. По состоянию на 31.12.2020 в данный реестр вошли 51 организация и учреждение, из них 40 государственных учреждений и 11 негосударственных социально ориентированных некоммерческих организации.

Реестр поставщиков социальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Чувашской Республике» размещается на официальном сайте Министерства. Сведения в реестре обновляются в соответствии с заявлениями поставщиков социальных услуг.

Осуществление регионального государственного контроля (надзора) Министерством осуществляется в соответствии с утвержденными регламентами, содержащими следующие разделы:

общие положения;

требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора);

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;

порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора);

досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также его должностных лиц.

Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Финансирование государственного контроля (надзора) в Министерстве осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на содержание Министерства. Отдельной бюджетной классификацией расходы на содержание сектора контрольно-ревизионной работы, осуществляющего контроль (надзор), в бюджетной смете Министерства на 2020 год не выделялись.

Штатная численность сектора контрольно-ревизионной работы составляет   2 человека. Укомплектованность штатной численности составляет 100 процентов.

Контрольно-надзорные функции служащие сектора контрольно-ревизионной работы осуществляют совместно с исполнением других должностных обязанностей, предусмотренных их должностными регламентами.

Квалификация служащих соответствует занимаемым ими должностям.

Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

В рамках мероприятий по минимизации рисков возникновения и распространения коронавирусной инфекции в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № ММ-П36-1945, Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в связи с введением режима повышенной готовности на территории Чувашской Республики в соответствии с распоряжением Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 г. № 113-рг, а также в соответствии с требованием прокуратуры Чувашской Республики Минтрудом Чувашии в 2020 году было сокращено количество плановых контрольно-надзорных мероприятий.

Так, проверки соблюдения законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов проведены в 4 организациях из 18 ранее запланированных организаций, в том числе в:

ООО «Микрокредитная компания «За 15 минут»;

АО НПК «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко;

АО «СЗ «Ипотечная корпорация Чувашской Республики»;

ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии».

Проверками соблюдения законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов выявлено, что:

ООО «Микрокредитная компания «За 15 минут» и АО «СЗ «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» требования по трудоустройству инвалидов выполнили полностью;

в АО НПК «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко и ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» трудоустройство инвалидов составило 63,6 % и 87,5 % от установленной данным предприятиям квоты по трудоустройству инвалидов, соответственно.

Основной причиной незанятых инвалидами рабочих мест является отсутствие претендентов на занятие вакантных рабочих мест по предъявленным работодателями профессиональным требованиям.

Проверка соблюдения законодательства по предоставлению социальных услуг, а также за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры проведена совместно с сектором по делам инвалидов в БУ «Батыревский центр социального обслуживания населения» Минтруда Чувашии при 6 ранее запланированных на проверку поставщиков социальных услуг. Выявленные проверкой отдельные нарушения устранены.

Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

В целях, предотвращения нарушений со стороны работодателей при трудоустройстве инвалидов центром занятости проводятся:

  • анализ соответствия инвалидов, состоящих на учете в качестве безработных, требованиям к предоставленным работодателями вакансиям;
  • консультирование работодателей по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • работодателям, не выполняющим условия квотирования рабочих мест для инвалидов предоставляются услуги по содействию в подборе персонала на квотируемые места и предоставляются сведения о наличии инвалидов, соответствующих предъявляемым квалификационным требованиям.

В целях, предотвращения нарушений в сфере социального обслуживания населения со стороны подведомственных Министерству поставщиков социальных услуг, результаты контрольно-надзорных мероприятий обсуждаются на коллегиях Министерства с участием руководителей структурных подразделений и директоров учреждений социального обслуживания населения, даются рекомендации по предотвращению типичных нарушений.

Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

Приказом Министерства от 6 февраля 2018 г. № 39 утверждены перечень и порядок (методика) расчета показателей результативности и эффективности при осуществлении Министерством надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях.

Ключевой показатель результативности, отражающий уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба), - удельный вес квотируемых рабочих мест, занятых инвалидами, в общем количестве рабочих мест в пределах установленной квоты по приему инвалидов на работу, составляет в среднем 85 процентов.

Приказом Министерства 6 февраля 2018 г. № 42 утверждены перечень и порядок (методика) расчета показателей результативности и эффективности при осуществлении министерством труда и социальной защиты чувашской республики регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством российской федерации и законодательством чувашской республики государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении указанного регионального государственного контроля (надзора).

Ключевые показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающиеся в минимизации причинения ими вреда (ущерба) соответствуют установленным действующим законодательством требованиям. Ущерб качеству жизни и здоровью получателям социальных услуг, а также материальный ущерб, причиненные им в результате предоставленных социальных услуг с нарушением порядков и стандартов их оказания, не выявлен.

Министерством ведется контроль за соблюдением показателей результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов и в сфере социального обслуживания населения.

Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

Анализ выявляемых нарушений и своевременное доведение до работодателе и поставщиков социальных услуг информации о типичных выявляемых нарушениях, позволяет предотвратить подобные нарушения и обеспечить своевременное трудоустройство инвалидов и качественное предоставление социальных услуг в Чувашской Республике.

В целях своевременного обеспечения инвалидов рабочими местами и соблюдения работодателями прав инвалидов на трудоустройство предлагается предусмотреть в нормах действующего законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов предельный срок вакансий, выделенных работодателями для трудоустройства инвалидов в рамках установленной квоты, по истечении которого работодатель был бы обязан пересмотреть, либо предъявляемые к существующей вакансии квалификационные требования, либо выделить другие рабочие места в рамках квоты.

Приложения 

Приложения отсутствуют.