Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики и об эффективности такого контроля (надзора) за 2018 год

Контрольно-надзорные мероприятия Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики подразделяются на 2 группы:

1 группа: проверки в рамках регионального государственного контроля (надзора) по делегированным Чувашской Республике полномочиям. К данной группе относятся проверки по региональному надзору и контролю:

- за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях;

- за регистрацией инвалидов в качестве безработных;

- за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан;

- региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального  обслуживания граждан.

2 группа: проверки в рамках внутриведомственного контроля организаций, находящихся в ведении Минтруда Чувашии. К данной группе относятся контрольные мероприятия по:

- проверке финансовой хозяйственной деятельности организаций, находящихся в ведении Минтруда Чувашии (соответствующие проверки осуществляются совместно с Минюстом Чувашии в части проверки вопроса использования по           назначению и сохранности государственного имущества Чувашской Республики);

- проверки законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики.

В соответствии с планами контрольно-надзорных мероприятий Минтруда  Чувашии на 2018 год сектором контроля и аудита отдела правового обеспечения, контроля и кадровой политики проведены 32 проверки субъектов хозяйственной деятельности (107 % к уровню 2017 г.– 30 проверок), в том числе:

  1. 20 проверок по региональному контролю и надзору (в 2017 г. – 14 проверок), из них:

1.1. 14 плановых выездных проверок юридических лиц в области квотирования рабочих мест для инвалидов (в 2017 г. – 10 плановых выездных проверок), по результатам которых:

- выписан протокол об административном правонарушении менеджеру по персоналу ООО «Чебоксарский хлебозавод № 1» Т.В. Назаровой и постановлением мирового судьи ей объявлено устное замечание за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;

- выданы предписания ООО «Торговый дом «АККОНД» и Чувашскому региональному филиалу АО «Россельхозбанк» о недопущении отказов в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты: в связи с тем, что соответствующие отказы имели место по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, привлечь должностных лиц данных организаций к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП не представилось возможным.

В целях успешной реализации мероприятий по трудоустройству инвалидов в пределах установленной квоты центрам занятости населения в муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики необходимо:

1) проводить более активную работу по направлению инвалидов в организации с целью трудоустройства;

2) при отсутствии инвалидов, стоящих на учете и соответствующих по ИПРА к созданным (выделенным) работодателями рабочим местам, проводить разъяснительную работу с работодателями о пересмотре созданных рабочих мест для инвалидов и требований к ним;

3) в случае отказа работодателей в приеме на работу инвалидов (с формулировкой «не прошел собеседование», «не соответствует по ИПРА» (без проведения соответствующей медицинской экспертизы), «не того пола, возраста» и т.д.), имеющего направление от центра занятости населения, незамедлительно получить от инвалидов (чьи права были нарушены) информацию о нарушении работодателями их гражданских прав. Данную информацию необходимо перенаправить в Минтруд Чувашии для инициирования внеплановой выездной проверки и привлечения работодателей к административной ответственности.

1.2. 3 плановые выездные проверки на предмет соблюдения центрами занятости населения в муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики обязательных требований законодательства в области занятости населения за регистрацией инвалидов в качестве безработных, а также государственных гарантий в области занятости населения, за исключением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан.

По результатам проверок выявлены следующие недостатки:

1) при заключении договоров и соглашений с работодателями и безработными гражданами делались ссылки на нормативные правовые акты, утратившие юридическую силу;

2) несвоевременное размещение на информационных стендах информации об оказании услуг;

3) недостаточная работа учреждения с организациями, не выполняющими квоту (отсутствует переписка с работодателями о пересмотре вакансий для инвалидов).

Соответствующие нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

1.3. 3 плановые выездные проверки поставщиков социальных услуг на предмет соблюдения порядка предоставления социальных услуг, а также доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Основным недостатком в сфере предоставления социальных услуг явилось недостаточная информационная открытость, в том числе возможность пользоваться получателями социальных услуг услугами связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Соответствующие нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

  1. 12 проверок по внутриведомственному контролю в отношении организаций, находящихся в ведении Минтруда Чувашии, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2011 г. № 9 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений Чувашской Республики» (в 2017 г. – 10 плановых проверок):

2.1. В 2018 году проведено 10 плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, находящихся в ведении Минтруда Чувашии (в 2017 г. - 8 проверок). Грубых нарушений финансовой дисциплины не выявлено.

2.2. 2 плановые выездные проверки на предмет соблюдения организациями, находящимися в ведении Минтруда Чувашии, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики (в 2016 г. –             2 проверки).

По данным проверкам типичными нарушениями являются несвоевременное внесение Учреждениями изменений в Положение о закупках в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.

2.3. 7 внеплановых выездных проверок (в 2017 г. – 8 проверок), в том числе:

- 1 проверка по обращению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике в отношении БУ «Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» Минтруда Чувашии, по результатам которой выявлены финансовые нарушения на сумму 354,2 тыс. рублей и на руководителя учреждения                  А.А. Мякишева следственными органами возбуждены уголовные дела;

- 6 проверок по анонимным жалобам в отношении БУ «Кугесьский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Минтруда Чувашии (3 проверки), БУ «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Мин-труда Чувашии (1 проверка), БУ «Шомиковский психоневрологический интернат» Минтруда Чувашии (2 проверки), по результатам которых факты, приведенные в анонимных жалобах, не нашли своего подтверждения, являлись необоснованными.

В планах контрольно-надзорных мероприятий у Минтруда Чувашии на 2019 год запланировано проведение 42 плановых выездных проверок (на 12 проверок больше, чем в 2017 г.), в том числе 28 проверок в рамках регионального контроля и надзора (в 2018 г. – 20 проверок), 14 проверок в рамках внутриведомственного контроля (в 2018 г. – 10 проверок).

В 2019 г. по сравнению с 2018 г. Минтрудом Чувашии увеличивается количество проверок:

- в области квотирования рабочих мест для инвалидов с 14 до 22 проверок           (в 1,5 раза);

- в сфере предоставления социальных услуг с 3 до 6 проверок (в 2 раза);

- в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики с 2 до 4 проверок (в 2 раза).