Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2024 год

Программа

профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2024 год

 

Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее – Программа), устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

 

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

 

Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания (далее – региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – Министерство) в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положением о Министерстве труда и социальной защиты Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 октября 2015 г. № 367, и Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 г. № 484 (далее – Положение о региональном государственном контроле (надзоре).

В Чувашской республике создана и активно развивается система предоставления социальных услуг пожилым людям, инвалидам, одиноким лицам, детям, в силу определенных обстоятельств оставшимся без помощи взрослых, а также детям с особыми потребностями. Система социального обслуживания находится в постоянном развитии, направленном на удовлетворение потребностей граждан в различных формах и видах услуг, проводится работа по приближению услуг к их потребителю. В Чувашской Республике разработаны нормативные правовые акты для привлечения к предоставлению услуг негосударственного сектора, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее – поставщик социальных услуг), требований Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.

При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками. Министерство при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска):

высокий риск;

средний риск;

низкий риск.

Критериями отнесения объектов контроля к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения ими вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:

наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;

количество получателей социальных услуг.

Объект контроля относится к категории высокого риска, если:

в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;

количество получателей социальных услуг составляет 50 и более человек.

Объект контроля относится к категории среднего риска, если:

в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия нарушения соблюдения обязательных требований не выявлены;

количество получателей социальных услуг составляет 50 и более человек.

Объект контроля относится к категории низкого риска, если количество получателей социальных услуг составляет менее 50 человек.

В отношении объекта контроля, который отнесен к категории высокого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде инспекционного визита, документарной проверки и выездной проверки проводятся с периодичностью один раз в два года.

В отношении объекта контроля, который отнесен к категории среднего риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде инспекционного визита, документарной проверки и выездной проверки проводятся с периодичностью один раз в три года.

В отношении объекта контроля, который отнесен к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2023 году по состоянию на текущую дату проведение плановых проверок Министерством не осуществлялось, проведение внеплановых проверок не осуществлялось в связи с отсутствием оснований для их проведения.

Основными проблемами подконтрольной среды, на решение которых направлена Программа, являются:

несоблюдение порядков и стандартов предоставления социальных услуг;

невыполнение условий признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании;

неправомерное неоказание (или оказание) определенных видов социальных услуг.

Варианты решения проблем:

повышение эффективности защиты прав граждан на качественное предоставление социальных услуг;

усиление контроля за качеством предоставления социальных услуг и соблюдением требований порядков и стандартов при предоставлении социальных услуг;

проведение профилактических мероприятий.

 

Раздел II. Цели и задачи реализации Программы

 

Целями реализации Программы являются:

предупреждение нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания;

предотвращение угрозы причинения, либо причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;

устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и угрозе причинения, либо причинению вреда;

формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;

повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.

Задачами реализации Программы являются:

оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;

выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба), причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;

оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных контролируемым лицам категорий риска;

создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;

регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на подконтрольную сферу комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора);

формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

создание и внедрение мер системы позитивной профилактики, повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;

снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц.

 

Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки

(периодичность) их проведения

 

Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлен приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным мероприятиям.

Положением о региональном государственном контроле (надзоре) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания предусматриваются следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

Министерство осуществляют информирование поставщиков социальных услуг и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации и в иных формах.

По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства.

В случаях наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случаях отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет поставщикам социальных услуг предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Консультирование поставщиков социальных услуг осуществляется Министерством в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

профилактика рисков нарушения обязательных требований;

соблюдение обязательных требований при предоставлении социальных услуг;

порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);

порядок обжалования решений Министерства.

Обязательные профилактические визиты проводятся должностными лицами в отношении поставщиков социальных услуг, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности. В ходе профилактического визита поставщик социальных услуг информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, об объектах контроля, их соответствии категориям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к определенной категории риска.

Перечень профилактических мероприятий с указанием сроков (периодичности) их проведения, ответственного структурного подразделения Министерства указаны в приложении к Программе.

 

Раздел IV. Показатели результативности

и эффективности Программы

 

Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства и его должностных лиц по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности, в которые входят:

1) ключевой показатель регионального государственного контроля (надзора), которым является доля граждан, жизни и здоровью которых был причинен вред в результате нарушения поставщиками социальных услуг требований законодательства в сфере социального обслуживания граждан, от общего количества получателей социальных услуг. Целевое значение ключевого показателя принимается равным нулю;

2) перечень индикативных показателей результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора) (далее – индикативные показатели):

количество обращений от получателей социальных услуг, а также граждан и организаций о нарушении требований Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания;

количество проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

количество проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;

количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

количество поданных возражений в отношении выданных предостережений;

количество проведенных профилактических визитов;

количество принятых органами прокуратуры решений о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;

количество привлеченных к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертных организаций, экспертов, а также специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками;

количество выявленных нарушений обязательных требований;

количество поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия;

количество выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований;

количество устраненных нарушений обязательных требований.

Индикативные показатели используются при подготовке ежегодного доклада о государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2041 «Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации».

Расчет показателей результативности и эффективности программы профилактики осуществляется в рамках подготовки доклада о правоприменительной практике до 31 марта 2025 года.

Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения