Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
- Общие положения
Данное руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов (далее - Руководство) разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов, оказания помощи при сотрудничестве работодателей с инвалидами.
Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленный квоты.
Государственный контроль и надзор за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее — государственный контроль и надзор) осуществляется уполномоченными должностными лицами Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Государственный контроль и надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок работодателей в форме документарных и (или) выездных проверок.
- Основные понятия, используемые в данном Руководстве
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
обязательные требования – требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля и надзора;
работодатель - физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником;
квота по приёму на работу инвалидов – количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории;
подконтрольный субъект - работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет не менее 35 человек;
квотирование рабочих мест – это выделение или создание работодателем за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. № 68 «О квотировании рабочих мест для инвалидов»;
невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места, отсутствие выделенных либо специально созданных рабочих мест, а также непредставление организацией в установленном федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики порядке информации о выполнении квоты;
специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
3. Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования государственного контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю и надзору при осуществлении полномочий должностными лицами Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ);
Закон Российской Федерации от 19 апреля г. 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон № 1032-1);
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. № 68 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике» (далее – Закон № 68);
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2017 г. № 305 «Об утверждении порядка организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях на территории Чувашской Республики»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 12 апреля 2016 г. № 213 «О Порядке представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов» (далее – Приказ № 213);
приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 6 февраля 2018 г. № 39 «Об утверждении перечня и порядка (методики) расчета показателей результативности и эффективности при осуществлении министерством труда и социальной защиты чувашской республики надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях»;
приказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 10 сентября 2019 г. № 423 «Об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях».
- Перечень действий по выполнению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства
№ № п/п |
Вид обязательного требования |
НПА, устанавливающий обязательные требования |
1. |
Обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов |
пункт 1 статьи 24 Закона № 181-ФЗ |
2. |
Установление размера квоты для приема на работу инвалидов |
пункт 1 статьи 24 Закона № 181-ФЗ, |
3. |
Установление минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов |
статья 22 Закона № 181-ФЗ, пункт 3 статьи 2 Закона № 68, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики на соответствующий год |
4. |
Принятие локального нормативного акта с указанием количества резервируемых рабочих мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей |
пункт 1 статьи 24 Закона № 181-ФЗ; пункт 2 статьи 4 Закона № 68 |
5. |
Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации |
пункт 2 статьи 24 Закона № 181-ФЗ; пункт 2 статьи 4 Закона № 68 |
6. |
Представление в отделы КУ «ЦЗН Чувашской Республики» Минтруда Чувашии (далее — отделы центра занятости населения) информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой |
пункт 2 статьи 4 Закона № 68; пункт 2.2 приказа № 213 |
7 |
Представления в отделы центра занятости населения сведений о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов |
пункт 2.1 приказа № 213. |
- Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой
Статья 21 Закона № 181-ФЗ обязывает работодателей устанавливать квоту для трудоустройства инвалидов в количестве, зависимом от численности работников предприятий.
Статья 2 Закона № 68 обязывает работодателей, численность работников которых составляет не менее тридцати пяти человек и не более ста человек, устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых превышает сто человек, устанавливается квота для приема для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.
Работодатели самостоятельно определяют размер квоты исходя из среднесписочной численности работников без учета филиалов и представительств организаций, расположенных в другой местности. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Дробные результаты подсчета количества квотируемых рабочих мест округляются до целых величин. При этом полученные результаты округляются до ближайшей большей целой величины при значении дробного числа 0,5 и более и до ближайшей меньшей целой величины при значении дробного числа менее 0,5.
Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными
к категории инвалидов, учитывается при определении количества квотируемых мест как занятое инвалидами из числа квоты.
Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей работодатели представляют в отделы центра занятости населения по месту своего нахождения ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным по установленной форме.
К указанной информации работодатель прилагает информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, принятых в отчетном периоде, в произвольной форме.
Информацию о выполнении квоты о приеме на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой работодатели представляют в отделы центра занятости населения ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Вышеуказанная информация может быть представлена в отделы центра занятости населения лично или через представителя, направлена по почте либо передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с последующим представлением на бумажном носителе в течение 5 календарных дней после дня ее передачи по факсу или электронной почте.
Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
6. Ответственность за несоблюдение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки работодателей нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов должностные лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, проводившие проверку, выдают предписание об устранении выявленных нарушений, а также принимают меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Должностные лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:
- частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, что влечет наложение административного штрафана должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- статьей 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.