Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Когда экономика на подъеме, рабочие руки в цене

Положение на рынке труда - своеобразный индикатор состояния экономики. Чем лучше она себя чувствует, тем выше спрос на рабочую силу, а значит, ниже напряженность в сфере занятости. В минувшем году основные отрасли экономики продолжали развиваться динамично. Объем промышленной продукции увеличился на 5,2 процента, продукции сельского хозяйства – на 1 процент, инвестиций в основной капитал стало больше на 4,3 процента, розничный товарооборот вырос на 5 процентов. Повысились реальные денежные доходы населения. Все это в сочетании с государственной политикой занятости населения способствовало поддержанию в республике достаточно низкого уровня безработицы. Наибольший прирост числа работающих обеспечили электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, связь, оптовая торговля и транспорт. Повышенное внимание руководства республики к развитию отраслей социальной сферы способствовало росту занятости в образовании, здравоохранении, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании. Увеличилась занятость и за счет развития рыночной инфраструктуры, где в основном задействованы специалисты в области информационных технологий, страхования, кредитно-финансовых услуг и так далее. Росту численности работников способствовало создание новых рабочих мест. Только за девять месяцев прошлого года на предприятиях республики их появилось 3,7 тысячи, что на 23,7 процента больше аналогичного периода прошлого года. По данным выборочного обследования, проведенного органами статистики в 2002 году, уровень занятости в республике составил 61,2 процента от численности населения трудоспособного возраста. Это выше, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу. Среди регионов округа Чувашия занимает четвертое место, уступая Кировской и Самарской областям и Республике Татарстан, а по занятости женщин и сельских жителей - лишь Кировской области. Уровень общей безработицы в республике снизился с 9,8 до 8,9 процента, что дало нам возможность переместиться по этому показателю с 10 на 7 место в округе. Несмотря на это, в минувшем году в центры занятости населения в поисках работы или за консультацией обратилось на 2,9 проц., а статус безработного получили на три процента граждан больше, чем в 2001 году. Однако благодаря взаимодействию органов службы занятости с социальными партнерами, внедрению новых форм и методов работы ситуация остается управляемой. Средняя продолжительность периода безработицы сохранилась на уровне предыдущего года - 4,6 месяца. На одно свободное рабочее место в конце года претендовали 3,2 безработных (в начале – 3,6). Анализ состава клиентов службы занятости показывает, что в прошлом году по-прежнему в числе проблемных оставалась женская безработица. Доля женщин и молодежи среди зарегистрированных граждан все так же высока. На 1 января этого года свыше 72 процентов безработных – женщины, 39,5 – молодежь до 30 лет (на 1 января 2002 года соответственно 70,3 и 41 процент). На выпускников учебных заведений, имеющих этот статус, пришлось 8,8 процента против 9,4 в начале года. Серьезной проблемой остается профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На рынке труда образовался избыток специалистов по одним профессиям и недостаток – по другим. Департамент совместно с Минобразования Чувашской Республики участвует в формировании годовых планов заведений высшего, среднего и начального профессионального образования по обучению профессиям, в том числе вновь открываемым, добиваясь последовательного сокращения тех, которые не находят спроса на рынке труда. Органы государственной власти и местного самоуправления с пониманием относятся к решению проблем занятости населения. На республиканском уровне реализуется утвержденная правительством Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы, на уровне городов и районов – территориальные программы. В республиканском бюджете 2002 года на содействие занятости было выделено свыше шести миллионов, а текущего – более семи миллионов рублей. В финансировании этих мероприятий, как и прежде, участвовали бюджеты городов и районов республики. На коллегии Минтруда и социального развития Российской Федерации, проходившей на днях в Москве, руководитель Департамента занятости населения Минтруда России Юрий Герций поблагодарил органы республиканской власти и местного самоуправления за понимание проблем службы занятости и помощь в финансировании программ активной политики занятости населения. Он подчеркнул, что, учитывая трудности финансирования из федерального бюджета, эта помощь оказалась своевременной и весьма ощутимой. Средства из республиканского бюджета в прошедшем году привлекались на создание временных рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, ведь деньги федерального бюджета было разрешено использовать только на трудоустройство подростков не старше 16 лет. В результате на временных рабочих местах трудились 11,5 тысяч подростков, что на четверть больше, чем в 2001 году. Республиканские средства направлялись также на профессиональное обучение безработных, организацию общественных работ и временное трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной защите. В целом итоги деятельности органов службы занятости населения в прошедшем году можно назвать положительными. Выполнены контрольные задания по численности трудоустроенных граждан, по профориентации и профобучению безработных. Это было бы невозможно сделать, не укрепляя взаимодействие с социальными партнерами на рынке труда и не внедряя новых форм и методов работы с населением. В минувшем году продолжали действовать более десяти соглашений о сотрудничестве между департаментом и республиканскими министерствами и ведомствами по решению проблем занятости различных социально-демографических групп населения. Проводились мероприятия, предусмотренные соглашением о социальном партнерстве между правительством Чувашии, объединениями работодателей и республиканским советом профсоюзов на 2002-2004 годы. Один из разделов его так и называется - "Развитие труда и гарантии занятости населения". Во всех городах и районах республики образованы территориально-отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, активное участие в работе которых принимали центры занятости населения. В республике реализуются двенадцать программ, оказывающих влияние на сферу занятости населения. Среди них целевые: "Молодежь Чувашской Республики: 2001-2002 годы", "Управленческие кадры Чувашии: 2001-2003 годы", "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы", "Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", "Развитие малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы" и другие. Многие центры занятости населения в прошедшем году чаще проводили ярмарки вакансий. Их состоялось 94 против 43 за год до этого. В результате трудоустроены около пяти тысяч человек. Самыми результативными оказались ярмарки, проводимые как дни открытых дверей прямо на предприятиях. Организованы они были на хлопчатобумажном комбинате, агрегатном и тракторном заводах. Большое значение придавалось улучшению профориентационной работы с населением. Проводились индивидуальные и групповые консультации, тестирование, нуждающимся оказывалась психологическая поддержка. Масштабные акции по профориентации выпускников общеобразовательных школ проводились не только в мае-июне, когда юноши и девушки стоят на пороге профессионального выбора, но и в начале учебного года – чтобы своевременно помочь молодежи осознанно выбрать будущую профессию. В сентябре в городах и районах республики прошла акция "Будущее в твоих руках", в которой участвовали более тысячи старшеклассников. Профориентационная работа проводится не только со школьниками, но и с незанятыми гражданами. Организации, отобранные на конкурсной основе, могут предоставить безработным более 50 различных видов профконсультационных услуг. В условиях сложившегося рынка образовательных услуг департамент уделяет особое внимание конкурсному отбору образовательных учреждений на право профессионального обучения безработных и незанятого населения. Такой отбор позволил повысить требования к качеству обучения, его технической оснащенности и методическому обеспечению. В прошедшем году учебно-курсовая сеть профессиональной подготовки безработных включала 46 образовательных учреждений, из них два – высшего, восемь – среднего, 18 – начального и столько же дополнительного профессионального образования. Подготовка и переподготовка проводилась по 45 профессиям. Укрепление материально-технической базы учебно-методического центра департамента, открытие его филиалов в трех районных центрах занятости населения позволили более чем на четверть увеличить количество безработных, направленных на обучение. Подготовка и переподготовка проводились в основном по рабочим профессиям, что объясняется потребностью рынка в квалифицированных рабочих кадрах. Более 770 безработных обучились основам предпринимательской деятельности, из них 70,8 процента – женщины. В результате 322 человека получили свидетельство о предпринимательской деятельности. Департамент провел конкурс на право обучения безработных в 2003 году. При этом большое внимание уделялось взаимодействию учебных заведений с работодателями – проходят ли безработные производственную практику и стажировку на рабочих местах. Расширен перечень профессий для переобучения клиентов службы занятости с высшим и средним профессиональным образованием. Была продолжена практика отправки безработных на работу за пределы республики. По договорам с предприятиями других регионов 1144 человека были направлены в Московскую, Самарскую, Тюменскую, Нижегородскую, Читинскую, Свердловскую области, республики Саха (Якутия) и Коми. Однако есть и вопросы, которые пока не находят решения. В связи с тем, что центры занятости населения не вправе оказывать материальную поддержку гражданам, не состоящим у них на учете, за счет средств федерального и республиканского бюджетов, сократилось количество желающих принять участие в общественных работах. В частности, меньше стал использоваться труд студентов очной формы обучения и других граждан, не имеющих статуса безработного. В 2002 году не было предусмотрено выделение субсидий безработным на организацию собственного дела, что значительно сузило возможности органов службы занятости по привлечению их к предпринимательской деятельности. Те небольшие средства, которые направлялись на эти цели, не стимулировали безработных к организации собственного бизнеса. Есть и другие проблемы, над решением которых необходимо работать. Но снижение напряженности на рынке труда в республике и уровня регистрируемой безработицы с 2,1 до 2 процентов говорит о том, что служба занятости справляется со своими обязанностями. Что касается возможных вариантов развития ситуации на рынке труда, то, с учетом нынешних тенденций, превышение предложения рабочей силы над кадровым спросом предприятий должно сохраниться вплоть до 2005 года. Это объясняется демографическими факторами (увеличение численности трудоспособного населения) и продолжающейся реструктуризацией в отраслях экономики. Новое законодательство позволяет пенсионерам продолжать работать, что сужает сферу приложения рук для молодежи, вступающей в трудовую жизнь. Сохранится и низкая конкурентоспособность на рынке труда молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы. Это обусловлено объективным ужесточением требований работодателей к потенциальным работникам.


28 февраля 2003
00:00
Поделиться
;