Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Кузница лишних кадров

Каждый второй выпускник ПТУ работает не специальности В ближайшее время Правительство РФ планирует рассмотреть вопрос о передаче профучилищ и техникумов из федеральной в региональную собственность. Для начала несколько цифр. Средний возраст рабочего в России превысил 53 года, а, к примеру, в "оборонке" зашкаливает за 55. В результате до 90 процентов от всех "белых пятен" на рынке труда приходится именно на рабочие специальности. Старшее поколение уходит, а смены нет. Только в Санкт-Петербурге, по официальным данным, неудовлетворенный спрос предприятий на квалифицированных рабочих исчисляется цифрой в 80 000 вакансий. Особенно высок спрос на строителей всех профилей, токарей, сварщиков, пекарей, фрезеровщиков и т.п. Странная вещь: листая информационные буклеты с объявлениями о найме на работу, можно подумать, что в стране вообще не готовят рабочих. Или у нас начался производственный бум, с которым уже никакая кадровая фабрика не в силах справиться? На самом деле доставшаяся России в наследство от СССР система обучения "людей труда" по-прежнему насчитывает примерно 2700 техникумов и колледжей плюс около 3800 профессиональных училищ. Ежегодно она поставляет на рынок труда как минимум по одному миллиону двести тысяч представителей самой востребуемой сейчас специальности. Миллион, еще миллион. Должно бы, казалось, хватить! Однако дальше начинаются загадки … Чиновники из Минобразования РФ как на духу со всех трибун клянутся, что строят свою политику с учетом конъюнктуры местных рынков, миграционных и демографических прогнозов, новейших достижений мировой профтехшколы. Плоды этой кипучей деятельности налицо: в 2002 году только 8,8 процента выпускников профтехучилищ не нашли работу по специальности. Так, во всяком случае, официально доложил на коллегии руководитель профильного управления Минобразования РФ Евгений Бутко. Совсем неплохой результат, согласитесь. Выходит, что 91,2 процента бывших студентов профтеха благополучно трудятся по избранному профилю. Однако данные независимых исследований, во многом подтверждаемые сводками Госкомстата, свидетельствуют о другом: лишь половина профтеховцев трудоустроилась "в чистом виде", по присвоенной специальности. Почему же население довольствуется урезанной правдой, изготовленной руками заинтересованных в ней людей? Во-первых, потому, наверно, что мы давным-давно привыкли все, любые заявления и выводы начальников, делить на два. Такова уж особенность менталитета. Кроме того, внушительная сеть ПТУ часто воспринимается общественным сознанием даже не в роли кузницы кадров, а скорее уж в качестве спасительного крова для без пяти минут беспризорных ребят из "группы риска". На этот счет есть другая, но политически ничуть не менее значимая социология. Чуть ли не 80 процентов нынешнего контингента профтехшколы составляет молодежь из малообеспеченных, неполных семей, а также сироты и инвалиды. В этом контексте, очевидно, социальная полезность ПТУ и техникумов измеряется отнюдь не только в произведенных рублях и товарах. Да и во всех смыслах целесообразнее занять подростков делом, перепоручив ответственности опытных взрослых, чем оставлять на попечении улицы. Что же касается экономических расчетов… Один из высоких руководителей школьного ведомства в личной беседе поделился: оказывается, стоимость подготовки одного рабочего в нашей стране вдвое дешевле пособия по безработице. Так что для рынка труда даже неэффективная техническая школа исполняет незаменимую роль довольно дешевой отдушины, своего рода буфера, не позволяющего "предложению" превысить "спрос" в социально опасной пропорции. Пусть уж лучше скучают за партами, чем митингуют на площадях или без толку шатаются по подворотням. И все же реформировать застойную, весьма громоздкую и, в общем, недешевую систему надо. Что же предполагается предпринять в этом направлении? Недавно, после почти шестилетних шатаний и колебаний, сеть ПТУ и техникумов решено в конечном счете передать из ведения центра в собственность субъектов Федерации. С этим теперь согласны и профтеховцы: из региона все-таки виднее, сколько и каких специалистов требуется, чтобы залатать дыры местных экономик. Процедура передачи образовательных учреждений в ведение территорий начнется предположительно с 1 января 2005 года. Такая дата, во всяком случае, прописана в разработанном под руководством замглавы администрации Президента РФ Дмитрия Козака законопроекте "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации". Однако эксперты не исключают, что этот процесс может быть и ускорен. Кроме того, с прошлой весны, насколько нам известно, в Министерстве образования РФ идут активные дебаты о возможности организовать открытый конкурс на размещение заказов по выпуску специалистов "среднего класса" для промышленности и сферы обслуживания. Изначально, по нашим данным, задумывалось лишить проигравшие конкурс средние специальные учебные заведения и ПТУ государственного финансирования. То есть по сути обанкротить. Однако сейчас, когда выяснилось, что подобная стратегия может спровоцировать серьезный перекос на рынке "лишних рук" от нее сочли за благо тихо отказаться. Впрочем, как заявил "РГ" заместитель руководителя управления начального профессионального образования Минобразования РФ Анатолий Елистратов, 87 процентов российских предприятий представляют негосударственный сектор. Вот почему, по словам Елистратова, говорить о государственном заказе на этом рынке не приходится. Планы выпуска специалистов среднего звена будут, по мнению нашего собеседника, формировать местные службы занятости в тесном союзе с органами по труду и нанимателями кадров. Из досье Есть сведения, что в федеральный центр потоком идут рекламации от работодателей – прямых потребителей услуг ПТУ и профлицеев. В частности, подготовка по горным, нефтяным и энергетическим специальностям настолько слаба, что руководители шахт вынуждены сплошь и рядом направлять лицеистов на переобучение. Это и немудрено, ведь в большинстве провинциальных ПТУ напрочь отсутствует какая-либо практика. Там же, где есть производственные базы, степень изношенности оборудования вызывает тревогу за безопасность детей. "Невозможность отработки практических навыков делает бессмысленным пребывание обучающихся в образовательных учреждениях", - пишет Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов Михаилу Касьянову. Куда уж откровеннее? Время, как видим, ставит перед одной из самых массовых систем нелегкие задачи. Старые меры себя исчерпали, а новых пока не видать. Мы постарались тем не менее собрать точки зрения некоторых вневедомственных экспертов: где наиболее реальные пути преодоления кадрового тупика? Ната Крылова, заведующая лабораторией Института педагогических инноваций, доктор педагогических наук: - Начиная еще с 90-х годов прошлого века в ряде стран Европы, Северной Америки с успехом действует принципиально новая модель профессионального образования – школы, "прикомандированные" к предприятию, так называемые City as school. Или, в буквальном переводе, школы-города. Суть начинания: дети, с которыми обычная общеобразовательная школа не справляется, уходят в город, устраиваются на работу и осваивают разные профессии (от парикмахера, официанта в ресторанчике до банковского служащего, журналиста и кинооператора). Подростки настойчиво ищут себя, но под присмотром опытных наставников. Два-три раза в неделю ребята садятся в общий круг и догоняют школьную программу. Мне видится в этом проекте решение многих наших "домашних" проблем – экономических, в частности. Тем более что ряды сторонников города-школы растут и в России. У нас они организуются на базе районных УПК - главным образом в Москве, Северной столице, Екатеринбурге. Валерий Яковлев, директор предприятия (г. Чебоксары): - Известно, что в большинстве наших училищ молодежь приобретает лишь азы теории плюс простейшие навыки работы на станке. Чаще всего, к сожалению, ребят учат "с голоса". А ведь чтобы подготовить профессионала средней квалификации, скажем, в инструментальном производстве, на котором мы специализируемся, требуется как минимум пять лет прицельной стажировки на рабочем месте! Не скрою, работники нашего предприятия не слишком стремятся к сотрудничеству с молодым поколением. Сказывается и собственная загрузка, и нежелание растить себе конкурента. Поэтому мы подошли к вопросу комплексно, предусмотрев значительную прибавку к зарплате для сотрудников, взявших шефство над выпускниками ПТУ. С другой стороны, охотно принимаем на работу студентов училищ, присваивая им рабочие разряды и предоставляя возможность неплохо заработать. В целом же ситуация на рынке труда вызывает тревогу. Посудите сами: всего лишь четверо из ста рабочих-инструментальщиков становятся высококлассными специалистами. Если Россия вступит в ВТО, нам придется столкнуться с жесточайшей конкуренцией на международном рынке за качество, цены и сроки изготовления продукции. Если не примем срочных "симметричных" мер, то, очевидно, нас ждут тяжелые времена.


21 мая 2003
00:00
Поделиться
;