Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Качественная профессиональная подготовка требует больших затрат

Подготовка профессиональных рабочих всегда была актуальной проблемой. Нынешние профессии требуют новых знаний стремительно развивающейся техники, технологий, управление которыми все чаще передается компьютерам. Но в любом случае у руля был, есть и остается человек. Вот что по поводу профессиональной подготовки молодого поколения думает директор Чебоксарского профессионального лицея Алексей Алексеевич Судленков. - Какие главные качества надо воспитывать у молодого поколения? - Перед учебными заведениями профессионального образования стоит задача подготовки специалистов, которые бы в полной мере удовлетворяли общество своими человеческими и профессиональными качествами: коммуникабельных, быстро адаптирующихся на рабочем месте, стремящихся повысить свою квалификацию, способных к самозанятости, умеющих защищать и отстаивать свои социальные права. - Какие профессии нынче востребованы в большей степени? - Строители, станочники, монтажники, электрогазосварщики. В то же время не остаются без дела хорошо подготовленные портные, секретари, повара и другие работники. - Раньше план обучения тем или иным профессиям поставлялся в училища свыше – через министерства, через управления определенных отраслей. А сейчас? - Все чаще заказчиками становятся конкретные предприятия. Преимущество этой формы обучения в том, что не надо формировать большие группы. Все определяет заказ: потребность в подготовке определенного количества профессионалов и стоимость их обучения. Формы и методы обучения разнообразные, это устраивает заказчика. В прошлом году по договорам с предприятиями ООО "Ремстройаппарат", ООО "Контур", ОАО "ЧНППП "Элара" и в настоящее время с ОАО "ЧЭАЗ" со стопроцентной оплатой обучения ими мы подготовили 106 человек. - И есть качественный результат? - За последние три года отмечаем качество полученных базовых знаний, умений и навыков наших выпускников. Особенно это видно на примере работающих на предприятии, нацеленных на выпуск продукции мирового и европейского качества. Молодые рабочие трудятся на высокоэффективном оборудовании, применяя новые технологии. Значит, мы должны искать инновационные формы и методы подготовки, проводить постоянный отбор учащихся, способных усваивать сложные профессиональные программы, давать дополнительные знания сверх государственного стандарта. - Но ведь высокое качество профессиональной подготовки требует и больших затрат. - Совершенно верно. Например, стоимость подготовки одного станочника (металлообработка) в нашем учебном заведении и в учебных мастерских составляет 30 тыс. рублей в год. Из средств федерального бюджета мы планируем получить в этом году 25 проц. стоимости, а 25-30 проц. заработаем сами. - Как решите вопрос с остальной суммой, чтобы обеспечить качество обучения? - Система здесь такая. Работодатель на основании представленной сметы расходов частично оплачивает подготовку заявленных лиц, руководствуясь трехсторонним договором: работодатель – учебное заведение – обучающийся. Социальные партнеры инвестируют деятельность учебного заведения, размещая заказы на выпуск конкретной продукции или оказание услуг. Сотрудничая с рядом фирм, мы в механических мастерских организовали выпуск деталей и узлов, запасных частей к промышленным тракторам и автомобилям "КамАЗ". Силами специалистов выполняем электромонтажные и сварочные работы. - А какую поддержку оказывает правительство учреждениям профессионального образования? - Создаются региональные и муниципальные проекты развития его модернизации с привлечением широкого круга социальных партнеров, в том числе местных органов власти, работодателей и других заинтересованных лиц. В Чувашии в этом году дан старт программе Министерства образования России и МБРР по реформированию системы образования в Чувашии. Она предусматривает создание 11 ресурсных центров на базе 16 профессиональных училищ и лицеев, реконструкцию их учебно-материальной базы, обучение персонала, внедрение инновационных обучающих технологий, что резко поднимет эффективность нашей деятельности. Стоимость проекта – 5 миллионов долларов. - Старт дан. Что уже сделано? - Решаются организационные вопросы, распоряжением Кабинета Министров ЧР создан и функционирует Координационный совет по развитию и модернизации образования, председателем которого является глава Правительства Чувашии. Создана межведомственная комиссия по перспективному планированию подготовки кадров для организаций Чувашии, целью которой является определение нуждаемости республики в рабочих и специалистах на текущий период и на ближайшие три года. - Легко ли складываются отношения с социальными партнерами и, в первую очередь, с работодателями? - Они стоятся в основном на частной инициативе, вызванными определенными потребностями сторон. Нормативных документов, регулирующих нашу деятельность и развивающих сотрудничество, в Российской Федерации нет. Потому, наверное, многие из моих коллег надеются на возврат к "базовым" предприятиям. Но сегодня это акционерные общества или частные фирмы, и вкладывать деньги в учебные заведения они будут только при условии, что получат в конечном итоге прибыль. Кроме того, есть проблема смены собственника. Основа нашей деятельности – договор. А чтобы он был подкреплен правовым полем, нужен закон о социальном партнерстве, который стимулировал бы деятельность предприятий, направленную на обучение и повышение квалификации своих работников. - Что еще тревожит руководителей учебных профессиональных заведений? - Наши выпускники не имеют отсрочки от призыва на службу, хотя раньше такое право у них было. Получается, мы готовим нужные для развития экономики кадры, а их призывают в армию, и в итоге работодатели, государство и профессиональные училища теряют тот эффект, который бы имели: не подкрепленные конкретной работой знания выпускники теряют, а вместе с ними и профессиональные навыки. Являясь составной частью экономики Чувашии, мы понимаем ответственность за подготовку кадров и надеемся на поддержку …


27 мая 2003
00:00
Поделиться
;