Качественная профессиональная подготовка требует больших затрат
Подготовка профессиональных рабочих всегда была актуальной проблемой. Нынешние профессии требуют новых знаний стремительно развивающейся техники, технологий, управление которыми все чаще передается компьютерам. Но в любом случае у руля был, есть и остается человек.
Вот что по поводу профессиональной подготовки молодого поколения думает директор Чебоксарского профессионального лицея Алексей Алексеевич Судленков.
- Какие главные качества надо воспитывать у молодого поколения?
- Перед учебными заведениями профессионального образования стоит задача подготовки специалистов, которые бы в полной мере удовлетворяли общество своими человеческими и профессиональными качествами: коммуникабельных, быстро адаптирующихся на рабочем месте, стремящихся повысить свою квалификацию, способных к самозанятости, умеющих защищать и отстаивать свои социальные права.
- Какие профессии нынче востребованы в большей степени?
- Строители, станочники, монтажники, электрогазосварщики. В то же время не остаются без дела хорошо подготовленные портные, секретари, повара и другие работники.
- Раньше план обучения тем или иным профессиям поставлялся в училища свыше – через министерства, через управления определенных отраслей. А сейчас?
- Все чаще заказчиками становятся конкретные предприятия. Преимущество этой формы обучения в том, что не надо формировать большие группы. Все определяет заказ: потребность в подготовке определенного количества профессионалов и стоимость их обучения. Формы и методы обучения разнообразные, это устраивает заказчика. В прошлом году по договорам с предприятиями ООО "Ремстройаппарат", ООО "Контур", ОАО "ЧНППП "Элара" и в настоящее время с ОАО "ЧЭАЗ" со стопроцентной оплатой обучения ими мы подготовили 106 человек.
- И есть качественный результат?
- За последние три года отмечаем качество полученных базовых знаний, умений и навыков наших выпускников. Особенно это видно на примере работающих на предприятии, нацеленных на выпуск продукции мирового и европейского качества. Молодые рабочие трудятся на высокоэффективном оборудовании, применяя новые технологии. Значит, мы должны искать инновационные формы и методы подготовки, проводить постоянный отбор учащихся, способных усваивать сложные профессиональные программы, давать дополнительные знания сверх государственного стандарта.
- Но ведь высокое качество профессиональной подготовки требует и больших затрат.
- Совершенно верно. Например, стоимость подготовки одного станочника (металлообработка) в нашем учебном заведении и в учебных мастерских составляет 30 тыс. рублей в год. Из средств федерального бюджета мы планируем получить в этом году 25 проц. стоимости, а 25-30 проц. заработаем сами.
- Как решите вопрос с остальной суммой, чтобы обеспечить качество обучения?
- Система здесь такая. Работодатель на основании представленной сметы расходов частично оплачивает подготовку заявленных лиц, руководствуясь трехсторонним договором: работодатель – учебное заведение – обучающийся. Социальные партнеры инвестируют деятельность учебного заведения, размещая заказы на выпуск конкретной продукции или оказание услуг. Сотрудничая с рядом фирм, мы в механических мастерских организовали выпуск деталей и узлов, запасных частей к промышленным тракторам и автомобилям "КамАЗ". Силами специалистов выполняем электромонтажные и сварочные работы.
- А какую поддержку оказывает правительство учреждениям профессионального образования?
- Создаются региональные и муниципальные проекты развития его модернизации с привлечением широкого круга социальных партнеров, в том числе местных органов власти, работодателей и других заинтересованных лиц. В Чувашии в этом году дан старт программе Министерства образования России и МБРР по реформированию системы образования в Чувашии. Она предусматривает создание 11 ресурсных центров на базе 16 профессиональных училищ и лицеев, реконструкцию их учебно-материальной базы, обучение персонала, внедрение инновационных обучающих технологий, что резко поднимет эффективность нашей деятельности. Стоимость проекта – 5 миллионов долларов.
- Старт дан. Что уже сделано?
- Решаются организационные вопросы, распоряжением Кабинета Министров ЧР создан и функционирует Координационный совет по развитию и модернизации образования, председателем которого является глава Правительства Чувашии. Создана межведомственная комиссия по перспективному планированию подготовки кадров для организаций Чувашии, целью которой является определение нуждаемости республики в рабочих и специалистах на текущий период и на ближайшие три года.
- Легко ли складываются отношения с социальными партнерами и, в первую очередь, с работодателями?
- Они стоятся в основном на частной инициативе, вызванными определенными потребностями сторон. Нормативных документов, регулирующих нашу деятельность и развивающих сотрудничество, в Российской Федерации нет. Потому, наверное, многие из моих коллег надеются на возврат к "базовым" предприятиям. Но сегодня это акционерные общества или частные фирмы, и вкладывать деньги в учебные заведения они будут только при условии, что получат в конечном итоге прибыль. Кроме того, есть проблема смены собственника.
Основа нашей деятельности – договор. А чтобы он был подкреплен правовым полем, нужен закон о социальном партнерстве, который стимулировал бы деятельность предприятий, направленную на обучение и повышение квалификации своих работников.
- Что еще тревожит руководителей учебных профессиональных заведений?
- Наши выпускники не имеют отсрочки от призыва на службу, хотя раньше такое право у них было. Получается, мы готовим нужные для развития экономики кадры, а их призывают в армию, и в итоге работодатели, государство и профессиональные училища теряют тот эффект, который бы имели: не подкрепленные конкретной работой знания выпускники теряют, а вместе с ними и профессиональные навыки.
Являясь составной частью экономики Чувашии, мы понимаем ответственность за подготовку кадров и надеемся на поддержку …