Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Чтоб выпускник не остался без работы

Если по осени цыплят считают, то по лету – аттестаты и дипломы. Совсем скоро получит молодежь заветные корочки и разлетится кто куда: одни – учиться, другие – работать, третьи – на биржу труда. В прошлом году ряды Чебоксарского городского центра занятости пополнили больше тысячи молодых специалистов – выпускников вузов, техникумов и училищ. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать: и нынче в очередь за работой встанут десятки дипломированных бухгалтеров, юристов, менеджеров, поваров, парикмахеров … А рядом, в том же центре, будут висеть списки вакансий – "требуются токари, штукатуры, каменщики, станочники…" Привычным, увы, явлением стал дисбаланс на рынке труда – одних специалистов не хватает, а других излишек. Что делать с "избытком", тот еще вопрос, не запретишь ведь человеку учиться на "ненужную" стране специальность (тем более он еще за это и деньги платит). И вузам в рыночную пору особо не подиктуешь, какие кадры готовить, дабы потом не плодить безработицу. Правда, кое-где это сделать пытаются. Вот в Белгородской области местные власти решили не давать "добро" на открытие вуза, если тот не обязуется впоследствии трудоустроить своих выпускников. Затеяно это, впрочем, в порядке эксперимента, и неизвестно еще, чем все закончится. Предприимчивые люди лазейки ведь везде найдут, и доброе дело вполне может трансформироваться в очередную формальность. Вторая грань проблемы – как восполнить дефицит рабочих рук. Дело тут не только в непрестижности "пролетарских" профессий: в конце концов, какой-никакой конкурс в училищах в последние годы появился. Но вот квалифицированных ли специалистов там готовят, ко двору ли они придутся на производстве? О проблеме этой говорилось на последнем заседании республиканского координационного совета по модернизации образования. И речь в первую очередь шла о социальном партнерстве, о том, как совместить интересы предприятий и кузниц рабочих кадров. Надо отметить, претензий обе стороны имеют друг к другу немало. Промышленники сетуют, что выпускники училищ, да и вузов, честно говоря, тоже не готовы к практической работе на производстве. Представители профобразования, в свою очередь, ссылаются на жалкие финансы, с которыми ни кадрами, ни техникой не разжиться. И кто будет учить "выводить в свет, в мастера" подрастающее поколение? Сейчас зарплата у мастера ПУ – чуть более полуторы тысячи рублей, и то, если он немало лет проработал в училище. Поэтому велик риск, что хорошего специалиста рано или поздно сманят на завод, где заработки в 3-4 раза больше. На чем учить – тоже проблема из проблем. Взять, к примеру, профессиональное училище № 1, что считается у нас одним из лучших. На этот год из федерального бюджета лицею дали девять миллионов рублей. Львиная доля денег – на коммуналку, зарплату, бесплатное питание ребят, а на оборудование – всего лишь двести тысяч. По нынешним ценам хватит этого аккурат на четверть станка. Кстати, большим подспорьем по "технической части" должен был стать проект международного банка реконструкции и развития, предусматривающий создание на базе училищ объединенных ресурсных центров. Идея-то замечательная, да вот только сам процесс подзатянулся. В итоге два года назад на средства, заложенные в проекте, тот же лицей мог купить 32 станка, нынче, с учетом инфляции, - только 16. А еще с годик подождать – всего лишь на десять станков этих денег хватит. Деньги на оборудование и на доплату педагогам можно, конечно, заработать самим, большинство училищ так и делает. Но все же лучший вариант: коль найдется предприятие-шеф, которое и деньгами, и техникой поможет, и ребят на практику возьмет, а потом даст им рабочие места. Польза в общем-то обоюдная: у училищ появится приличный источник финансирования (причем справедливый – при нынешней системе молодые кадры завод получает фактически бесплатно). И промышленникам своя выгода: есть возможность скорректировать учебный процесс "под себя", вырастить действительно нужного специалиста. Правда, фирмы, что идут на сотрудничество по пальцам можно пересчитать: "Элара" - давний партнер профлицея № 1, ОАО "Дорисс", опекающее ПУ-18, ну, может, еще два-три предприятия. Как заинтересовать остальных? Предложение, прозвучавшее на совете: предоставить "социальным партнерам" училищ и поддержку государства, и налоговые льготы, как это практикуется, к примеру, в Новосибирске. Нужно учесть и еще один момент. Нынче ведь юноша только закончит училище и почти сразу – под ружье, на службу родине. А за два армейских года парень и навыки подрастеряет, и потом неизвестно еще, куда вернется: какой тогда смысл заводу вкладывать деньги в его обучение? И потому, заметил один из членов совета А. Судленков, было бы хорошо, если бы выпускникам училищ давали отсрочку от армии на год-два, как это делалось в советские времена. Впрочем, вопрос сей уже не местного – российского масштаба. А вот другую архиважную проблему где, как не на месте, и решать. Чтобы не бороться с безработицей на уровне "одно училище – один завод", необходим долгосрочный прогноз развития ситуации на рынке труда, который подскажет, какие специалисты и сколько именно нужны будут в республике через несколько лет. Кстати, разговоры о создании таких прогнозов идут давно, да только результата нет: потому, возможно, сказал один из членов совета, что предприятия сами не знают, что будет с ними лет через пять. Однако ж сумели подобную работу наладить в соседнем Татарстане, где прогнозы по рынку труда создают вместе Минтруда и администрации городов и районов. И у нас решили сделать еще одну попытку. Обещали помочь в этом и правительство республики, и торгово-промышленная палата, с подключением, конечно, центров занятости. Если сложится все, будет прогноз и учтут его не только училища и техникумы, но и вузы. Может, у служб занятости тогда работы поубавится …


30 мая 2003
00:00
Поделиться
;