13:14 Выпускники – клиенты службы занятости
На 1 января этого года в Порецком районном центре занятости населения зарегистрирован в качестве безработных 31 выпускник учебных заведений. По сравнению с прошлым годом ряды безработной молодежи пополнились девятью представителями. В прошлом году в службе занятости зарегистрировались четверо специалистов, окончивших в 2002-2003 учебных годах Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, Чувашскую сельскохозяйственную академию. Среди них дипломированные преподаватели, экономист, социолог. В числе безработных оказались выпускники средних специальных заведений по специальностям бухгалтер, воспитатель, юрист, финансист, технолог, а также закончившие профессиональные училища и лицеи по специальностям портной, парикмахер, повар, продавец, тракторист.
Сегодня ситуация на рынке труда складывается не в пользу молодежи. Сложное материальное положение заставляет многих рано приступить к трудовой деятельности. В итоге растет спрос на рабочие места со стороны этой, наименее подготовленной в профессиональном плане, категории населения.
Перестают быть исключением случаи, когда выпускники профессиональных учебных заведений начинают «трудовую» деятельность с получения статуса безработного. Молодые люди, закончившие высшие, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, составляют около 14 процентов зарегистрированных безработных. Как правило, они нацелены на интеллектуальный труд и предъявляют достаточно высокие требования к его характеру, организации и уровню оплаты.
Положение молодого человека на рынке труда зависит от соответствия его профессии требованиям рынка труда. Даже диплом с отличием не гарантирует дальнейшее трудоустройство, если его обладатель получил неконкурентоспособную специальность. Многие выпускники, получившие невостребованную на рынке труда специальность, после продолжительного поиска работы зачастую трудоустраиваются не по специальности, а полученные ими знания и навыки не используются. Кроме того, работодатели крайне неохотно берут молодых людей без опыта работы, женщин с малолетними детьми. Препятствием в трудоустройстве зачастую является желание совмещать работу с учебой. Есть и другие причины, негативно влияющие на занятость именно молодых людей.
Для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда центр занятости предлагает профессиональное обучение по новой профессии или повышение квалификации по имеющейся.
В прошедшем году 35 человек в возрасте 16-29 лет прошли профессиональное обучение, в т.ч. 13 выпускников.
Для обеспечения профессионального роста и совершенствования профессиональных навыков безработных Департамент ФГСЗН по Чувашской Республике разработал положение «Об организации стажировки безработных граждан». Стажировка является самостоятельным видом профессионального обучения молодежи, состоящей на учете в службе занятости и имеющей высшее, среднее и профессиональное начальное образование, и проводится, как правило, по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Стажировка может заканчиваться аттестацией стажера и выдачей документа установленного образца организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, а также занесением в трудовые книжки сведений о прохождении стажировки в организации. Предполагается, что после ее прохождения вероятность трудоустройства выпускников учебных заведений, получивших первоначальный профессиональный опыт, значительно повысится.
В целях более эффективного трудоустройства молодежи в центре занятости применяют следующие формы деятельности: организация общественных работ, ярмарок вакансий рабочих и учебных мест.
В прошлом году трудоустроены 12 выпускников учебных заведений, из них три школьника, семь бывших воспитанников ПУ, один выпускник ССУЗа. 11 выпускников учебных заведений участвовали в общественных работах. В прошлом году проведены три ярмарки вакансий рабочих мест. Их участниками стали 13 предприятий и организаций района.
Особое значение придается в центре занятости информированию молодежи (через СМИ и с помощью групповых консультаций) о потребностях рынка труда, о возможности обучения и др.