Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Как понравиться начальнику

Как понравиться начальнику

Совместный проект Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, ГУ «Чебоксарский центр занятости», студсовета Чувашского госуниверситета имени И.Н.Ульянова и газеты «Чувашия сегодня».

В ЧГУ состоялась традиционная встреча работников Чебоксарского центра занятости со студентами-старшекурсниками ЧГУ. В ней приняли участие ответственные работники службы занятости: психолог-профконсультант Н.Бабич и ведущий инспектор Н.Шугаева.

Встреча проводилась в форме конструктивного диалога. Сначала ребята познакомились с ситуацией, сложившейся на республиканском рынке труда. За 11 месяцев этого года в ЦЗ обратилось более 17 тысяч человек, в том числе более 9 тысяч молодых людей, около двух тысяч выпускников 2004 года. Самая незащищенная категория работоспособного населения – женщины. В Чебоксарском центре занятости состоят на учете более пяти тысяч безработных. Из них, по словам Н.Бабич, более 70 процентов представительниц прекрасного пола. Вакансии есть, но работодатели отдают предпочтение мужчинам. Есть и обнадеживающая информация – в этом году удалось трудоустроить около 12 тысяч безработных. Их них более 5 тысяч юношей и девушек в возрасте от 16 до 29 лет, более 600 выпускников вузов и средних специальных учебных заведений.

Затем студенты познакомились с технологией трудоустройства. Ведь это целая наука. Оказывается, даже банальное, на первый взгляд, резюме, а попросту говоря информация о том, где, когда и чему вы учились, что умеете, содержит свои тонкости, от которых зависит отношение к вам потенциального работодателя. Наталья Владимировна Шугаева попросила присутствующих:

- Достаньте тетради, сегодня мы будем учиться писать резюме.

 

Как составить персональное резюме

Во-первых, оно у каждого должно быть всегда под рукой. Текст резюме составляется без спешки, анализируется и выверяется не менее тщательно, чем при написании дипломной работы. В нем должны отражаться:

Только положительные стороны вашей деятельности;

Только правдивая информация о том, где и когда вы работали и учились. Даже небольшая ложь может существенно повредить вашей репутации. Работодатели этого не прощают.

Резюме должно быть емким по содержанию и кратким по форме.

Текст должен быть оформлен красиво и грамотно.

 

Что стараются выискать в резюме потенциальные работодатели?

По мнению специалистов центра, на первом месте у больших и малых начальников стоит рост служебной ответственности претендента на вакантное место. Мы называем это карьерным ростом. Предположим, вы трудились лаборантом. Работали добросовестно. Прежнее начальство заметило ваше усердие. И вот вы уже старший лаборант, главный специалист… Иными словами, повышается ваша служебная ответственность, а, следовательно, вы сами имеете стремление расти по службе. Работодатель мимо такого претендента никогда не пройдет.

На втором месте – информация о прежнем месте вашей работы, постоянство. Само собой разумеется, «летунов» начальство не любит и отдает предпочтение тем, кто подолгу трудится на одном месте.

 

Варианты трудоустройства:

газеты и объявления о вакансиях;

городской или районный отдел занятости;

частные агентства по трудоустройству;

телефонные или иные справочники;

газетные статьи о новом или развивающем бизнесе.

 

Непростительные ошибки при написании резюме:

- Небрежность (наличие в тексте орфографических и грамматических ошибок).

- Неоправданный переход от делового стиля к разговорному с использованием острот и каламбуров, жаргонных слов и выражений.

- Попытка выдать желаемое за действительное (не надо приукрашивать правду, пишите все как есть).

- Недомолвки (чем вы занимались, безусловно, важно, но еще важнее результаты вашей работы, достижения).

- Чрезмерные подробности личной жизни.

 

Структура резюме

- Анкетные данные: Ф.И.О, адрес, номер телефона и т.п.

- Цель: краткое изложение того, какая именно должность или рабочее место вас интересуют.

- Квалификация: несколько предложений, заключающих в себе информацию о вашей трудовой биографии, квалификации.

- Опыт работы: перечень учебных заведений, которые вы окончили, специальность и квалификация, полученные по окончании этих учебных заведений.

- Прочее: знание компьютера, членство в организациях, общественная работа и т.п.

Как искать работу

Итак, вы составили представление о себе самом. Что дальше? Студентка 4 курса Ирина Н., например, пожаловалась на путаницу в источниках информации по трудоустройству. Специалисты посоветовали ей и другим, встающим на путь поиска работы, составить сначала список тех людей, которые могут быть полезны. Так, друзья, родственники, знакомые могут случайно узнать о существующей вакансии, будут иметь вас в виду в будущем, знать кого-то кто уходит с работы. Кроме них есть сотрудники организаций, представляющие интерес. Не надо стесняться вступать с ними в контакт. Эти люди, как правило, хорошо осведомлены о том, кто уходит из их фирмы или собирается уволиться. Также они могут устроить вам встречу с работодателем.

Вам приходилось встречаться с людьми, ищущими работу? Стереотипы заставляют многих из них носить на лице маску недоверчивости. Они замкнуты и неразговорчивы, что само по себе ведет к неудаче. Будьте раскованы и уверены в себе. Не уходите в собственные переживания.

Очень часто, говорит Н.Бабич, могут принести пользу и люди, которые тоже ищут работу. Например, встречаетесь вы с молодым человеком, который ищет работу педагога и только что побывал в одном детском дошкольном учреждении. Работа там есть, но она его не устроила, так как слишком далеко добираться от дома. А вдруг это как раз то, что вам нужно?

 

Переписка с работодателем

Хорошо и правильно составленное резюме следует принести лично или отправить по почте. Пятикурсник Николай В. Рассказал о том, что таких резюме он отправил за месяц экземпляров двадцать. И, как говорится, ни ответа, ни привета. По мнению специалистов, ошибка может крыться в отсутствии сопроводительного письма. Оказывается, это одно из непременных условий общения с потенциальным работодателем.

Как утверждают профессионалы, сопроводительное письмо – это первое, что читает человек, ответственный за предварительный отбор резюме. Хорошо составленное сопроводительное письмо позволяет заострить внимание на тех аспектах резюме, которые представляют вас в наиболее выгодном свете. Кстати, немногие знают, что именно в этой «сопроводиловке» вы имеете возможность популярно разъяснить работодателю некоторые не слишком приятные факты вашей трудовой биографии (например, периоды вынужденной безработицы).

Когда соблюдены все тонкости стиля, нелишне подумать и о форме письма. Так, для его написания годится только белая бумага. В верхнем левом углу следует указать адрес и название фирмы, в которую вы обращаетесь. Письмо лучше адресовать лично руководителю, а для этого не поленитесь позвонить и узнать, как его величают. Такая ваша осведомленность располагает начальство к общению с пока еще не известным, но дипломатичным, вежливым и грамотным человеком. Не забудьте также указать в письме свой домашний адрес в нижнем правом углу, и номер телефона, по которому с вами можно связаться.

Участники беседы были немало озабочены и тем обстоятельством, что даже приглашение на собеседование на предприятие, в организацию или на фирму еще не является залогом успеха и не дает никакой гарантии, что вас примут на работу. К примеру, двое молодых людей посетовали на «вероломство» работодателей, которые любезно приглашают на встречу с ними, обещают, что в ближайшее время известят претендентов на вакантную должность о своем решении и даже открыто хвалят их, вселяют надежду. А потом секретарша отвечает по телефону, что Иван Иванович еще не пришел или Иван Иванович уже ушел.

Ситуация типичная и здесь также надобно знать, почему работодатель так ведет себя. Возможно, вы ему не показались, потому что выглядели не должным образом. Поэтому перед «смотринами» специалисты рекомендуют хорошо выспаться, чисто и аккуратно одеться и не забыть про улыбку.

Не стоит приводить на собеседование друзей и знакомых. Очень неприлично выглядит соискатель, который беспрерывно жует «Дирол». Он хоть и регулирует во рту кислотно-щелочной баланс, но абсолютно неприемлем в деловой обстановке. Неуместно и вычурно будут смотреться на собеседовании сумка с продуктами или спортивным снаряжением.

Нельзя недооценивать роль секретаря в приемной работодателя. Очень может быть, что его попросили к вам присмотреться. Поэтому не проявляйте недовольства, если к вам обращаются с вопросами, завязывают разговор. Это роковая ошибка. Наоборот, ведите себя с ним как можно более любезно. Не начинайте демонстративно поправлять косметику или пытаться воспользоваться телефоном в приемной. Плохим решением будет и рассматривание в ожидании серьезного разговора бульварных изданий с откровенными иллюстрациями.

Лучше всего проявить заинтересованность фирмой, в которую вы намереваетесь устроиться. Например, попросите секретаря познакомить вас с годовым отчетом компании. Просматривайте свой блокнот с деловыми заметками: проверенный и очень располагающий способ завоевать интерес начальника. Никогда и ни при каких обстоятельствах не высказывайте недовольство, если начальство задерживается.

 

Как начать разговор

Не спешите пожать руку начальнику, которого вы видите впервые в жизни. Уместнее будет, если он первым обратится к вам с рукопожатием (таковы уж правила этикета, ничего не поделаешь). Никогда не скрещивайте руки на груди. Тем самым вы как будто бы сопротивляетесь собеседнику или защищаете себя от него. Тот же эффект будет и в том случае, если вы избегаете начальничьего взгляда.

Анализ состава безработных выпускников 2004 года, состоящих на учете в центре занятости (по данным на 1 декабря 2004 года):

Всего на учете 540 человек.

Выпускников вузов – 175.

Ссузов – 214.

На первом месте по профессиональной невостребованности оказались учителя, на втором – экономисты, на третьем – менеджеры и на четвертом – юристы.

 

 

 



"Çĕнтерÿ ялавĕ"
23 декабря 2004
00:00
Поделиться
;