Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Результаты - обнадеживающие, задачи - ответственные

Результаты - обнадеживающие, задачи - ответственные

В  2004 году деятельность Департамента ФГСЗН по Чувашской Республике, центров занятости населения осуществлялась в соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2003-2005 годы правительства Российской Федерации, Указом Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности», Программой содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы и районными (городскими) программами содействия занятости населения.

В прошедшем году за содействием в поиске работы в центры занятости населения  обратились 56,5 тыс. человек, что по сравнению с 2003 годом больше на 4,4%. Сказались повышение авторитета служб занятости среди населения и ряд других причин.

Активность граждан в поиске работы несколько возросла в осенне-зимний период - в связи с окончанием сезонных и временных работ в сельском хозяйстве, дорожном строительстве и некоторых других отраслях экономики, а также в связи с завершением приема абитуриентов и учащихся в учебные заведения профессионального образования.

В республике несколько активизировался процесс ликвидации предприятий и сокращения штатов по причине банкротства, смены собственника, модернизации производства и т.д.

Сведения о намечаемых увольнениях работников сообщили в центры занятости населения более 630 предприятий различных организационно-правовых форм против 518 в 2003 году. Общая численность увольняемых работников составила 8,4 тыс. человек, из них обратились в центры занятости населения за содействием в поиске работы 4636 человек (в 2003 году – 3238).

В целях недопущения обострения ситуации на республиканском рынке труда Департамент и центры занятости населения во взаимодействии с республиканскими министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, работодателями стали уделять больше внимания вопросам трудоустройства незанятых граждан, профессиональному обучению безработных, активизировали работу по другим направлениям активной политики занятости.

В минувшем году при содействии органов службы занятости трудоустроены на постоянную и временную работы 36,2 тыс. человек, что на 6,4% больше, чем предусматривалось Программой содействия занятости населения Чувашской Республики.

Практически по всем направлениям контрольные задания на 2004 год перевыполнены. Так, в общественных работах участвовали 6106 человек (122,1%), трудоустроены на временные рабочие места 533 особо нуждающихся в социальной защите гражданина (106,6%), на временных рабочих местах в свободное от учебы время трудились 14220 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (123,7%), за пределами республики трудоустроены 1211 человек (121,1%). 

В целях привлечения незанятых граждан к предпринимательской деятельности оказывались консультационные услуги по вопросам организации собственного дела, проводились семинары-тренинги по определению способностей к занятию предпринимательством. В результате 208 безработных граждан занялись предпринимательской деятельностью, из них 82 получили финансовую помощь за счет средств федерального бюджета на оформление необходимых для открытия собственного дела документов.

Смягчению ситуации на рынке труда, повышению уровня занятости населения способствует профессиональная подготовка и переподготовка граждан, обращающихся в службу занятости. Свыше 4,5 тыс. безработных в прошлом году были направлены на профессиональное обучение, что на 12,8% больше, чем предусматривалось. Их обучение осуществлялось по более чем 50 профессиям, востребованным на рынке труда. Свыше 90% безработных граждан, прошедших профессиональное обучение, нашли работу.

Наряду с этим большое внимание уделялось вопросу активизации работы по профессиональной ориентации молодежи. Это очень важно для молодых при выборе ими дальнейшей профессиональной деятельности с учетом своих личностных качеств, возможностей и требований рынка труда. Населению республики, особенно учащимся старших классов, в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении, психологической адаптации на рынке труда органы службы занятости  оказали услуги по профессиональной ориентации, которыми воспользовались 140,8 тыс. человек (156,4%). В программах социальной адаптации («Клуб ищущих работу», «Новый старт» и др.) участвовали 1,8 тыс. безработных граждан, около половины из них впоследствии трудоустроились.

Ежемесячно свыше 10 тысячам безработных граждан выплачивалось пособие по безработице. Более 60% безработных получали пособие в минимальном размере (30% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения), остальные – исходя из среднемесячного размера заработной платы, но не выше размера прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Предувольнительные консультационные услуги по вопросам дальнейшего трудоустройства были оказаны более чем 2 тысячам работникам, намеченных к сокращению (в 2003 году – 1765 работникам). Свыше 200 человек этой категории были направлены на переобучение новым профессиям, специальностям за счет средств федерального бюджета. В целом на постоянную и временную работу при содействии органов службы занятости населения  трудоустроены 2184 работника указанной категории, что на 4,1% больше по сравнению с 2003 годом.

        Органы службы занятости населения осуществляли комплекс мероприятий по содействию занятости сельского населения. На профессиональное обучение направлены более 1,5 тыс. сельских безработных. Они обучались как профессиям сельскохозяйственного назначения, так и предназначенным для газового хозяйства, дорожного строительства, бытового обслуживания населения и некоторых других отраслей. Учитывая сезонность сельскохозяйственного производства, 460 сельских жителей были направлены на временную работу в другие регионы Российской Федерации. Всего в 2004 году трудоустроены 12,6 тыс. сельчан, что на 2,5% больше, чем в 2003 году.  

В целом на финансирование Программы содействия занятости населения израсходовано в 2004 году 130,6 млн. рублей, что на 3,7% больше, чем в 2003 году. Доля средств федерального бюджета составила 90,5%, республиканского бюджета – 5,5%, местных бюджетов – 0,6% и работодателей – 3,4%.

Меры по решению проблем занятости населения, принимаемые Департаментом и центрами занятости населения во взаимодействии с социальными партнерами, позволили сохранять стабильную ситуацию на рынке труда. На 1 января 2005 года на учете в центрах занятости населения состояли 13,7 тыс. безработных граждан (на 1 января 2004 года – 13,1 тыс). Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения составил 2% (контрольное задание Программы – не выше 2-2,1%). Среди 15 регионов Приволжского федерального округа по данному показателю Чувашия  переместилась с 8-го места в начале до 6-го места в конце года.

В наступившем году органам службы занятости придется работать в изменившихся условиях финансирования мероприятий содействия занятости населения. Поэтому стоящие перед службой занятости задачи в целом увязаны с объемами средств, выделяемых из федерального бюджета и показателями на текущий год.

 В соответствии с предложениями Департамента ФГСЗН по Чувашской Республике значительно увеличились (в 1,7 раза) поступления средств из федерального бюджета на такие программы, как организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Выделены определенные средства на новые формы работы, такие, как организация альтернативной гражданской службы, переселение семей в сельскую местность, трудоустройство молодежи в возрасте от 18 до 20 лет.

Вместе с тем, в 2005 году в связи с разграничением полномочий органов исполнительной власти прекращено финансирование мероприятий содействия занятости населения из бюджета республики. Объем выделяемых денежных средств по некоторым направлениям ожидается ниже предусмотренного республиканской Программой содействия занятости населения. Поэтому с первых дней года большое  внимание уделяется активизации работы по заключению договоров с работодателями и повышению уровня взаимодействия с органами местного самоуправления по реализации мероприятий содействия занятости населения.

Во главу угла ставится задача дальнейшего повышения уровня трудоустройства незанятого населения, в связи с чем отделы Департамента, центры занятости населения как никогда должны активно работать по реализации мероприятий содействия занятости населения, эффективно использовать каждый выделенный из федерального бюджета рубль, целенаправленно взаимодействовать с работодателями по их участию в финансировании указанных мероприятий, чтобы, по крайней мере, не снизить прошлогоднюю планку достигнутых показателей.

 

Пресс-служба Департамента ФГСЗН по Чувашской Республике.



"Советская Чувашия"
25 февраля 2005
00:00
Поделиться
;