Профориентационная акция «Я – человек будущего»
От правильного выбора профессионального пути зависит дальнейшая судьба человека, его материальное и душевное состояние, социальный статус. Никто не будет отрицать, что помощь профконсультанта в этом деле неоценима. Если профессиональная ориентация станет личной проблемой выпускников и их родителей, а сотни тысяч подростков будут выбирать профессию, руководствуясь сериалами, средствами массовой информации, выполняющими коммерческий заказ учебных заведений, нереализованными амбициями своих родителей, никто от этого не выиграет. Поэтому и возникает необходимость оказания помощи школьникам, стоящим перед выбором профессии.
В связи с этим в практику работы центров занятости прочно вошло ежегодное проведение месячников профориентации учащейся молодежи, направленных на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Этот год не стал исключением, проведение месячников поможет школьникам, выпускникам в этом сложном, но чрезвычайно важном для всей последующей жизни шаге.
С февраля 2005 года во всех центрах занятости населения стартовала акция для учащейся молодежи «Я - человек будущего», которая продлится до конца года. В настоящее время утвержден календарь мероприятий по проведению профориентационной акции, в котором подробно расписываются основные формы работы с населением. Прежде всего это информационные консультации об экономической ситуации района, города, республики, о рынке труда, о мире профессий и их востребованности, о правилах приема в учебные заведения; индивидуальное и групповое профессиональное консультирование учащихся и их родителей, уроки занятости в школах, дни открытых дверей в образовательных учреждениях, ярмарки вакансий учебных мест; психологические семинары и тренинги, смотры-конкурсы и многое другое.
В Центре занятости населения города Канаша при участии городской и районной администраций, а также общеобразовательных школ, с 16 февраля по 15 апреля этого года в рамках данной акции проводится месячник профориентации учащейся молодежи «Сто дорог – одна твоя». Большое внимание в ходе месячника будет уделено популяризации рабочих профессий как наиболее востребованных на рынке труда в настоящее время. В план мероприятий включены дни открытых дверей образовательных учреждений, конкурс писем-рассуждений и конкурс кроссвордов о профессиях, проведение психологических тренингов, игр по профориентации.
Среди школ города Канаша и Канашского района проводится смотр-конкурс на лучшее оформление кабинета профориентации.
16 февраля 2005 года в актовом зале Шихазанской общеобразовательной школы прошел тренинг «Будущее в твоих руках».
Центр занятости населения Вурнарского района в начале марта провел день открытых дверей образовательных учреждений района и республики, смотры-конкурсы творческих работ учащихся общеобразовательных школ - «АРТ-ПРОФИ-профессия», «АРТ-ПРОФИ-дизайн» и «АРТ-ПРОФИ-фото». Все знания о профессиях школьники выразили в конкурсе «Защита профессии», в котором творческие команды школ представили любимые профессии. По желанию учащихся школ района профконсультант Центра занятости населения проводит индивидуальное консультирование, профдиагностику в целях определения интересов и склонностей.
Центр занятости населения г. Чебоксары проводит профориентационные мероприятия с учащимися школ города согласно графику. В течение года этой работой будут охвачены все школы города. Специалисты службы занятости населения работают также с подростками из неблагополучных семей. На апрель запланировано проведение Дня профориентации в социально-реабилитационном центре Московского района для несовершеннолетних детей и их родителей. Участников Дня профориентации ждет просмотр видеофильмов и слайдов, групповые и индивидуальные консультации, беседы о профессиях, подготовлен раздаточный информационный материал в виде буклетов, брошюр, информационных листов.
Мероприятия по профессиональной ориентации, проводимые в республике, адресованы различным категориям молодежи. В конце марта 2005 г. в Алатыре пройдет презентация учебных заведений с участием представителей начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений. Кроме школьников, участниками презентации станут учащиеся профессиональных училищ и студенты техникумов, которым будет оказана помощь в построении профессиональной карьеры и адаптации на рабочем месте.
В настоящее время аналогичную работу проводят все центры занятости республики совместно с управлениями образования, культуры, городскими и районными библиотеками, отделами по делам молодежи.
Ошибки при выборе профессии
1. Негибкое отношение к выбору специальности. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
2. Понятие о престижности профессии. В отношении некоторых важных для общества профессий существуют предрассудки о якобы их недостойности, неприличности (например, мусорщик).
Экономист или психолог нужен обществу не больше и не меньше, чем химик, слесарь или дворник. При выборе профессии важно думать не о ее престижности, а учитывать собственные интересы и способности. Зачем овладевать "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему вкусу и "размеру", так же, как одежду и обувь. Поэтому оглядывайся на других, сравнивай себя с друзьями, но ничего слепо не копируй и не повторяй. Если Вася идет в пожарники (а он - человек рисковый), тебе эта профессия может не подойти (ведь ты очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта").
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (например, диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык") может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
8. Неумение (нежелание) разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии.
9. Незнание (недооценка) своих физических особенностей, недостатков при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё здоровье. Речь идет о профессиях, где требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
От чего зависит пособие по безработице?
С 1 января 2005 года в Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» внесены поправки и дополнения, изменившие правила определения размеров пособий по безработице. Начиная с 2005 года, величина прожиточного минимума не будет использоваться для определения размеров пособия по безработице или стипендии в отношении граждан, признанных безработными после 1 января 2005 года. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице теперь ежегодно устанавливаются Правительством РФ для всех регионов России.
В 2005 году минимальный размер пособия по безработице - 720 рублей, максимальный – 2880.
Размер пособия по безработице зависит от причины увольнения граждан из организаций. Уволенным из организаций по собственному желанию по уважительным причинам пособие назначается и выплачивается в процентном отношении к заработку, исчисленному за последние 3 месяца работы (в первые 3 месяца – 75% от среднемесячного заработка; в следующие 4 месяца – 60%; в дальнейшем – 45%), но ограничено максимальным размером пособия, т.е. 2880 рублями.
Внесенные изменения не применяются при назначении пособия гражданам, признанным безработными до 1 января 2005 года, им пособие выплачивается по прежним нормам, т.е. либо в процентном отношении к среднему заработку, либо в процентном отношении к прожиточному минимуму, установленному в Чувашской Республике.