Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

13:47 Материалы диагностического анкетирования «Выпускник-2005»

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется несоответствием рынка образовательных услуг рынку труда, требований работодателей уровню профессиональной подготовки специалистов, предлагающих свои услуги. В этих условиях систематическая работа службы занятости по профессиональному самоопределению школьников может реально снизить социально-экономическую напряженность. ГУ Центр занятости населения города Новочебоксарска в рамках профориентационной акции для учащейся молодежи «Я - человек будущего» провел анкетирование среди выпускников школ города, цель которого - выявление направленности профессиональных интересов, возможных трудностей в ходе принятия решения, информированности о будущей профессии.

Перед анкетированием была проведена мотивационная беседа с учащимися. Затем они отвечали на вопросы анкеты и самостоятельно оценивали свою готовность к выбору профессии.

Результаты анкетирования показывают, что определились с выбором профессии 56,4% девятиклассников и 57 % одиннадцатиклассников. Высок престиж высшего образования среди учащихся 9 и 11 классов.

Одиннадцатиклассники выбрали следующие профессии: маркетолог, врач, архитектор, автомеханик, юрист, бухгалтер, специалист по связям с общественностью, аудитор, стилист, журналист, банковский работник, переводчик, налоговый инспектор, таможенный инспектор, финансист, фармацевт, биолог, технолог, военнослужащий, термист, повар-кондитер. Наибольшей популярностью пользуются инженер, инженер-программист, менеджер, экономист. У девушек популярны специальности психолога и дизайнера.

Учащиеся 9-х классов видят себя журналистами, программистами, парикмахерами, визажистами, менеджерами, экологами, косметологами, дизайнерами, режиссерами, кинооператорами, инженерами, супервайзерами, артистами, закройщиками, операторами ПЭВМ, продавцами-кассирами, модельерами, хореографами, электромеханиками, врачами. Радует, что многие из них хотят освоить профессии автомеханика, газоэлектросварщика, повара, плиточника, водителя, каменщика-монтажника, машиниста автокрана, штукатура-маляра. Эти специальности востребованы на рынке труда.

Ведущим мотивом выбора профессии является интерес к будущей профессии, следующим - высокая зарплата. У девятиклассников третьим мотивом выбора является престиж, а у одиннадцатиклассников - возможность трудоустройства.

Те, кто выбрал профессию, отвечали на вопрос о том, что они знают о своей будущей профессии. Около 30% выпускников отмечают, что они знакомы с профессионально важными качествами выбранной специальности.

Многие подростки испытывают трудности при выборе профессии. Более 30% выпускников не могут выбрать из нескольких вариантов, более 20 % - плохо знают свои возможности. Есть выпускники, которые еще не думали о выборе профессии: cреди учащихся 9-х классов их 14%, а среди учащихся 11-х классов - 4,5%.

Большинство подростков (58,4% девятиклассников и 56,5% одиннадцатиклассников) для достижения профессиональных целей рассчитывает на деньги и связи, и лишь 41,6 %- 43,5 % - на свое трудолюбие и способности.

Полученная информация определяет вопросы, на которые необходимо обратить внимание при планировании профориентационной работы с учащимися, помогает более целенаправленно строить профориентационную работу, а сама работа над анкетой активизирует процесс профессионального самоопределения.

 



29 апреля 2005
00:00
Поделиться
;