Максим Топилин: "Проблему долгов по зарплате, которую удалось из категории политической перевести в ранг точечной, мы хотим решить окончательно"
Реформа федеральных органов исполнительной власти началась в марте прошлого года. Одной из новых в ее рамках структур стала Федеральная служба по труду и занятости, в ведении которой находятся безусловно важные для экономики, а главное, для социального самочувствия людей вопросы, связанные с реализацией трудовых прав, содействием занятости, альтернативной гражданской службой, разрешением коллективных трудовых споров, миграцией. 29 марта состоялось Всероссийское совещание, на котором подводились итоги 2004 г., обсуждались планы на будущее. Чтобы составить представление о динамике показателей и характере процессов, которыми управляет Роструд, достаточно обратиться к статистике, представленной на с.4. Честно говоря, такой способ "введения в контекст" уважаемых читателей "ЧТ", показался нам оптимальным, поскольку позволил выстроить беседу с Максимом ТОПИЛИНЫМ, руководителем Федеральной службы по труду и занятости, в "проблемном", а не отчетном ключе.
Трехзвенная структура "министерство - службы - агентства" действует. Как бы вы оценили процесс встраивания в нее Роструда?
Говорить, что все позиции проработаны, безусловно, рано. Еще нет части необходимых документов, до конца не отрегулировано взаимодействие между министерством, службами, агентствами, хотя типовой его регламент существует. Однако жизнь много сложнее, поэтому все раз и навсегда "разложить по полкам", по-видимому, невозможно.
Приведу хотя бы такой пример. Несмотря на то что за Рострудом закреплены функции по осуществлению надзора и контроля, работники службы занятости занимаются подготовкой проектов нормативных документов. Естественно, в форме представления наработок по конкретным вопросам, а не в окончательном виде, что является прерогативой министерства, которое окончательно их оформляет, согласовывает с другими ведомствами и т.д. С моей точки зрения, это - один из способов поддержания профессионального уровня наших специалистов, глубоко знающих практику, способных формировать своего рода ответы на вызовы реальности. Кроме того, не стоит забывать, что реализовывать будущие правовые акты придется нам самим.
Вы спрашиваете, учитывает ли министерство наши предложения? В том, что касается вопросов, связанных с трудовым законодательством, занятостью, альтернативной гражданской службой, миграцией, практически все, что мы предлагаем, находит отражение в его документах.
Приоритетом в нашей работе остается выстраивание, по существу, "корпоративной системы", охватывающей направления деятельности инспекций труда, службы занятости и т.д. В ее рамки вписывается подготовка и реализация программ, регламентов, нормативов, управление финансами, организация сбора статистических данных. Постепенно все эти вроде бы разрозненные фрагменты укладываются в единую "мозаику" обязанностей Роструда.
Первый год работы всегда нелегок - и для отдельного человека, и для организации Разница лишь в том, что работник, накапливая опыт, может ошибаться, а у госструктуры права на ошибки нет. Что было самым трудным для "новорожденной" структуры, которой вы руководите?
Пожалуй, первые месяцы. Большинство людей, которые работают сегодня в центральном аппарате нашей службы, - "выходцы" из Минтруда. А тогда, в апреле-мае 2004 г., люди, привыкшие к "одномерной" министерской структуре, примеряли на себя "трехмерную" конструкцию: трудно было понять, кто и чем будет заниматься, выбрать наилучший для себя вариант... Но все достаточно быстро "вошло в свои берега", несмотря на то что служба работает в режиме, если так можно выразиться, жесткой интенсификации.
Как известно, Роструд полностью унаследовал от Минтруда всю сеть территориальных органов. Но если, скажем, в финансовом департаменте Минтруда (общая численность персонала которого превышала 900 человек), отслеживавшем финансовые потоки и бухгалтерскую отчетность в этой сети, работало около 90 человек, то в соответствующем подразделении нашей службы, выполняющем все те же обязанности, трудятся лишь 25 человек (при этом общая численность центрального аппарата Роструда - 210 человек).
Или кадровые вопросы. Прежде, например, руководителей центров занятости (а их 2127) назначали департаменты на местах. Сейчас, когда приняты новые документы, это стало нашей обязанностью. Кадровое подразделение Роструда (5 человек) занимается теперь всеми вопросами, связанными с назначением и увольнением руководителей органов, входящих в подотчетную нам сеть. Замечу, мы стараемся ориентироваться на кадровый резерв наших ЦЗ, а не на сторонних кандидатов
Чрезвычайно важно, что в процессе реструктуризации наша служба ни на день не прекращала работу. В отличие от многих других структур, которые пошли по пути серьезной реорганизации и даже ликвидации каких-то подразделений, мы сохранили все свои органы на местах (центры занятости, инспекции труда). Сложности были только с тем, чтобы вовремя оформить документы, несколько сократить численность (на 15%). При этом проблем с финансированием не возникало: вовремя выплачивалась зарплата сотрудникам, безработные получали пособия. То есть в целом наша сеть прошла этап становления без потрясений.
Максим Анатольевич, коли вы коснулись темы занятости, то хотелось бы спросить вот о чем. Не превращается ли служба занятости в некую пассивную структуру? Ведь средств на активную политику из бюджета выделяется немного, особенно если сравнивать с временами, когда существовал фонд занятости...
Вы правы. Но лишь отчасти. Убежден, ликвидация фонда занятости на том этапе была правильным решением. Если взять все ассигнования на активную политику, скажем, в 2000 г. (последнем, когда действовал ФЗ), то более 40% бюджета на соответствующие программы (общественные работы, создание рабочих мест, программы для подростков, профобучение) доставалось Москве. Поэтому неудивительно, что этот регион постоянно лоббирует возвращение к прежней системе финансирования, несмотря на практически полное отсутствие в столице безработицы.
То есть решение о переходе на бюджетное финансирование было абсолютно верным. Другое дело, что, может быть, стоило делать все несколько осторожнее. Если же рассматривать вариант сохранения фонда, то в любом случае следовало бы перейти на другой механизм перераспределения и т.д.
Во всяком случае, прошедшие пять лет научили службу занятости работать с финансовыми ресурсами, казначейством, готовить нормальные документы, грамотные обоснования. Нынешний порядок позволил добиться прозрачности расходов. Конечно, проблем хватает, случаются и ошибки, которые нужно научиться не повторять. На мой взгляд, очень важно, что мы избавились от таких непродуктивных программ, как создание рабочих мест. Последствия ее существования до сих пор ощущаются - чрезвычайно сложно решить проблему долгов с теми структурами, в которые мы вкладывали деньги. Вы посмотрите, что делалось: строились какие-то пирожковые, булочные и т.п. Фактически на фонд занятости перекладывались обязанности, относящиеся к компетенции регионов. Создание рабочих мест - дело работодателей, которым должны помогать местные власти. У нас совершенно другие задачи.
Отказавшись от фонда занятости, наша страна вновь выбрала свой особый путь, вернее особую тропинку?
Действительно, в подавляющем большинстве государств имеются фонды занятости, формируемые по страховому принципу. Конструкции, безусловно, разнятся. Есть страны, в которых выплата пособий осуществляется в рамках страховой модели, а активные программы - из бюджетных средств. Где-то их финансируют или софинансируют муниципалитеты, где-то за счет страховки реализуются вообще все программы - и социальные, и активные. Короче, спектр вариантов очень широк, однако почти везде присутствует страховой принцип формирования финансовых ресурсов для осуществления политики занятости.
Что касается нас, то, на мой взгляд, в какой-то момент мы обязательно вернемся, но не к фонду занятости, а к страховому принципу защиты от безработицы.
А где в таком случае будут аккумулироваться страховые взносы?
Об этом говорить пока рано. Каков опыт постсоциалистических стран? Во многих из них существует единый фонд всех страховых выплат (и пенсионных, и от безработицы, и от несчастных случаев). Однако в этом случае возникают достаточно высокие риски.
С чем столкнулись, например, многие страны бывшего соцлагеря? Вскоре после объединения фондов у них появились серьезные проблемы с выплатой пенсий (нечто подобное было и у нас в 1996-1997 гг.). В интересах нормализации положения приоритетом для объединенной структуры стали пенсионные выплаты, естественно, в ущерб финансированию общественных работ, переподготовки безработных и т.д. Хотел бы подчеркнуть, что это отнюдь не опровергает значимости страхования, а всего лишь подтверждает необходимость продуманного подхода к консолидации страховых средств.
Для нашей страны в условиях, когда государство снижает налоговую нагрузку на работодателя, введение дополнительного страхового платежа, по-видимому, - неблизкая задача. Однако мы серьезно обдумываем вопрос о том, чтобы сам работник из своего заработка в обязательном порядке платил часть страхового тарифа.
Экономика - сложнейшая система, в которой все сегменты, субъекты и категории нерасторжимо связаны. Что означает невыплата зарплаты как экономическое явление? Почему МРОТ нельзя одномоментно подтянуть до ПМ?
В 90-х годах невыплата зарплаты была реакцией работодателей на неэффективную занятость. Отчасти эти долги "смикшировали" ситуацию с безработицей: ее уровень абсолютно не соответствовал той степени спада производства, который мы пережили.
Абстрактно рассуждать о повышении минимальной зарплаты до прожиточного минимума можно сколько угодно, но если ответственно подходить к этой теме, то нельзя не задаться вопросом, а что мы будем делать с теми, кто останется без работы.
С 1 мая следующего года минимальная зарплата составит 1100 руб. Это повлияет на рынок? Разумеется, потому что некоторые работодатели не выдержат даже этой величины. Профсоюзы, отстаивающие идею быстрого выравнивания МРОТ и ПМ, призывающие к искоренению безработицы, не учитывают, что размер минимальной зарплаты (например, 3 тыс. руб.) сразу же превратится в серьезный барьер для организации новых рабочих мест. Потому что гораздо больше работодателей могут создать и поддерживать рабочее место за 600 руб., нежели за 3 тыс.
То, что зарплата будет повышаться, нет никаких сомнений. Но при этом следует помнить об опасности резких движений...
Постсоциалистические страны предпочли шоковую терапию для рынка труда. Кстати, безработица во многих из них продолжает оставаться очень высокой. Но у них другая минимальная зарплата, по-другому складывались отношения между бизнесом и государством. Мы же пошли по пути накопления долгов по зарплате и только сейчас из них выбираемся. Оборотная сторона такого выбора - серьезные проблемы с кадровым потенциалом на предприятиях. Почему? В условиях задолженности по зарплате уходили именно те, кто мог уйти, - наиболее квалифицированные специалисты, способные адаптироваться к новой среде.
Я уже не раз высказывал точку зрения, суть которой в том, что наша страна не переболела настоящей безработицей. Такой, какую испытали в первой половине XX в. многие страны. Пережитый обществом стресс, быть может, сохранился в "генетической памяти" этих государств: недаром тема занятости остается приоритетной в социально-экономической политике, например, Евросоюза.
Конечно, мою позицию ни в коем случае не стоит трактовать как призыв к высокой безработице, чтобы потом извлекать из этого уроки. У нас накоплен немалый опыт развития рынка труда. Однако есть вещи, на которые мы напрямую повлиять не можем. Скажем, очевидна зависимость между эффективностью деятельности центров занятости и качественностью банка вакансий. Основной фактор, ее определяющий, - уровень зарплаты. Без налаживания взаимодействия с объединениями работодателей, негосударственными структурами, действующими на рынке труда, добиться изменения этого параметра невозможно.
Какова ситуация с задолженностью по зарплате? Чем вызвана приостановка в ее снижении в первые месяцы 2005 г.? Предполагается ли усиление уголовной ответственности работодателей за невыплату зарплаты?
По состоянию на 1 января 2005 г. суммарная задолженность по заработной плате составила 12,2 млрд. руб. (5% месячного ФОТ), снизившись на 50% по сравнению с показателем на 1 января 2004 г. (11,5% ФОТ). Основная сумма долгов по зарплате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств - 92% общей суммы задолженности. В общей численности работников, несвоевременно получающих зарплату, 45% - работники сельского хозяйства, 29% - промышленности, 16% - отраслей социальной сферы.
На 1 апреля текущего года долги по зарплате несколько возросли - до 12,8 млн. руб. Объясняется это обычной для начала года ситуацией. Вся предыдущая статистика подтверждает: первые два-три месяца задолженность во внебюджетном секторе нарастает. Это связано с заключением договоров, нерабочими днями и др. Скажем, если предприятие работает в рамках оборонного заказа, его финансовое положение зависит и от бюджетного процесса. Пока бюджет формируется, пока соответствующие заказы доводятся до заказчиков, может возникнуть задержка с выплатами. Думаю, снижение долгов начнется уже в апреле.
Самые большие неприятности с предприятиями-банкротами: по нашим оценкам, 20-30% общей задолженности - это их безнадежные долги. Ситуацию, связанную с банкротами, очень важно "разрулить", чтобы довести дело до логического завершения и нормально контролировать процесс на предприятиях, имеющих текущую задолженность.
Проблему долгов по зарплате, которую удалось из категории политической перевести в ранг точечной, мы хотим решить окончательно. Но надо иметь в виду и то, что зачастую работодатель сознательно создает такую задолженность. Вспомните: в конце 90-х годов это был самый "дешевый" способ увольнения. Ведь при сокращении численности среднюю зарплату надо платить три месяца, а на Севере - все шесть месяцев.
Одним из способов борьбы с задолженностью по заработной плате могло бы стать введение более гибких инструментов увольнения, чтобы работодатель не выдавливал работников, а проводил взвешенную, объективно обусловленную кадровую политику. Что я имею в виду? Как известно, работодатель обязан три месяца выплачивать среднюю зарплату высвобожденному по сокращению численности. Если человек встал на учет в ЦЗ, в течение этого периода пособие по безработице ему не выдается. Быть может, стоит платить его с первого дня постановки на учет? Расходы бюджета от этого не возрастут, потому что мы просто сдвигаем период выплаты. Государство ничего не потеряет, но зато ситуация станет прозрачной. В конце-концов важно, чтобы человек получал деньги... Правда, к сожалению, пособие меньше, чем средний заработок. Так, давайте думать, как эту проблему решить. Работодатель все равно будет стремиться уйти от этих выплат, толкая людей на увольнение через долги по зарплате или какими-то другими способами. Если мы хотим получить прозрачные отношения, ограничителей при увольнении и приеме на работу должно быть как можно меньше.
По поводу усиления уголовной ответственности за невыплату заработной платы могу лишь сказать, что соответствующий законопроект сейчас обсуждается на Российской трехсторонней комиссии.
Новым направлением работы Роструда стала организация альтернативной гражданской службы. Любое ли рабочее место может быть признано годным для прохождения АТС?
В принципе да. При условии, что рабочее место соответствует определенным требованиям: молодого человека не направят туда, где работодатель не платит зарплату, где условия труда вредные и т.п. Из тех, кто старше 20, многие имеют среднее профессиональное образование, и им мы подыскиваем работу, отвечающую их возможностям. Поскольку все это проходит через ЦЗ (представители которых участвуют в работе призывных комиссий), как правило, ребят тестируют. Это помогает специалистам ЦЗ понять, где человека лучше, если можно так выразиться, использовать. На рабочем месте он получает установленную зарплату.
Процесс, связанный с АТС, как бы "встречный": с одной стороны, призывники подают заявления на замену службы в армии альтернативной, если имеется положительное решение, им подыскиваются рабочие места; с другой стороны, работодатели заявляют свои вакансии в органы исполнительной власти регионов или в федеральные структуры.
Другое дело, что есть ограничения по составу участников этого процесса. Допустим, муниципальная больница не может к нему подключиться, поскольку она не подведомственна ни федеральным органам власти, ни органам исполнительной власти субъекта РФ. Когда принимался закон об АТС, сторонники правых партий и правозащитные организации отстаивали позицию о подключении муниципальных организаций к модели АГС. Проблема здесь в том, что по требованию Минобороны должен соблюдаться принцип экстерриториальности. Это означает, что 70% участников АГС должны служить на других территориях. Соответственно, распределять "альтернативщиков" можно лишь централизованно. А контролировать и обеспечивать заявки от муниципалитетов не то, что сложно, просто правовое поле местного самоуправления слабее проработано, нежели федеральное. Тем не менее мы сейчас обсуждаем с Министерством обороны вопрос о привлечении муниципалитетов к организации АГС: если вдруг резко возрастет количество "альтернативщиков", разумнее было бы иметь гораздо больший пакет рабочих мест, чем нынешний, ограниченный уровнем субъектов Федерации.
Можно ли говорить, что система урегулирования трудовых споров приняла законченную форму?
В этой сфере существует очень непростая проблема, связанная с легитимностью сторон. Помните попытку бюджетников объявить забастовку осенью прошлого года, когда они требовали повышения заработной платы? Так вот в процессе переговоров с ними, хотя, по существу, называть их переговорами нельзя, выявилось, что фактически отсутствует сторона, с которой профсоюзы могут вести диалог. Неправильность подобных акций состоит в том, что забастовка - это некий выход коллективного спора. А с кем спорить бюджетникам? Кто для них сторона работодателя?
Почему так сложилось? Потому что бюджетная сфера "поделена" между федеральным и региональным уровнями. Скажем, сегодня профсоюз работников здравоохранения не может определиться, с кем заключать тарифное соглашение. В аналогичном положении находятся и другие бюджетники. Очевидно, что здесь имеется значительный правовой вакуум, который нужно ликвидировать. Для этого необходимо дорабатывать юридическую базу.
Что касается органов по урегулированию коллективных трудовых споров, то, к сожалению, они нам достались в несколько "ущербном" состоянии - всего девять территориальных подразделений, в каждом из которых работают по два человека. Сейчас обдумываем, что с ними делать. Вариантов немного: либо фактически заново выстраивать эту систему, либо передавать решение данных вопросов на места.
Марина Баринова.