Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

13:15 Куда пойти учиться?

Студенты, получившие дипломы, задумываются над вопросом,  где найти работу. Для выпускников школ актуален вопрос, куда пойти учиться.

Центр занятости населения г. Чебоксары с февраля по май проводил  анкетирование учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов чебоксарских школ, участвовавших в профориентационной акции "Я человек будущего" и месячнике профориентации "Старт в профессию". В анкетировании участвовал 321 старшеклассник. Целью анкетирования было выявить профессиональные ориентации учащихся выпускных классов чебоксарских школ. Чем и как определяется выбор будущей профессии? Собственными способностями, престижем профессии, возможностью трудоустройства, доступностью образования?

Проводя анкетирование, специалисты центра занятости исходили из положений, что выбор специальности определяется рядом факторов: 1) представления о привлекательности профессий, сложившиеся в обществе; 2) способности и личностные склонности учащихся; 2) спрос на рынке труда, возможность трудоустройства после получения профессии; 3)  осознанность и самостоятельность выбора профессии.

Взаимосвязь привлекательности и престижа профессии с выбором будущей специальности

Какие же профессии чебоксарские школьники считают привлекательными и ориентируются на их получение? Лидируют (в порядке предпочтений) 1) менеджеры; 2) программисты; 3) дизайнеры; 4) юристы; 5) экономисты/финансисты; 6) инженеры.   Представления о привлекательности среди юношей и девушек отличаются незначительными расхождениями. Школьники считают престижными следующие профессии: 1) программист; 2) инженер; 3) юрист/адвокат; 4) автослесарь/автомеханик; 5) водитель; 6) менеджер; 7) экономист/финансист. Среди девушек наиболее привлекательны: 1) дизайнер; 2) менеджер; 3) бухгалтер; 4) экономист/финансист; 5) юрист/адвокат; 6) парикмахер; 7) психолог. Можно заметить, что верхние строчки занимают массовые профессии экономистов, финансистов, юристов, бухгалтеров, менеджеров, дизайнеров. Большая часть названных профессий требует от их обладателя высшего образования. Перечень привлекательных профессий насчитывает 138 наименований.

В перечне будущих специальностей 73 наименования. Представления о престиже профессий почти совпадают с выбором  будущей специальности, то есть ориентиром для выбора становиться привлекательность профессии. Больше всего желающих стать менеджером (11%); программистом (8,4%); дизайнером (6,8%); юристом (6,3%); экономистом (5,5%). Также можно отметить связь между представлениями о привлекательности и престиже для отдельных профессий. Те, кто хочет стать военным (4 человека), милиционером (4 человека), певицей (3 человека), назвали свои будущие профессии среди престижных. Такое же соотношение для профессий филолога (2 человека),  врача (6 человек), художника (2 человека), госслужащего (1 человек), актера (2 человека). Тенденция такова, что большинство определившихся с выбором профессии, считают свою будущую специальность престижной. 

Мотивация профессионального выбора

Ведущим мотивом выбора профессии продолжает оставаться престиж и ее привлекательность в глазах респондента. Этот мотив стал преобладающим для 47,7% участвовавших в анкетировании. 58,7% девятиклассников, участвовавших в опросе, назвали ведущим мотивом для выбора специальности ее престиж, затем то, что профессия связана с освоением современной техники и технологии; следуют советам родителей 17,5% выпускников 9-го класса. Несколько иную  картину можно наблюдать среди 11-классников. Мотив престижа важен для 42,8% ответивших на вопросы анкеты; 27,3% выпускника школы выбирают профессию, которая нравилась бы им и отвечала собственным желаниям и интересам; советы родителей стали мотивом для выбора профессии для 11,7% ответивших. Среди мотивов выбора профессии единично названы "большая зарплата" (можно заработать), "нужная профессия", "требует творческой инициативы".

Настораживает, что 39 человек, или 12,1%, не определились с выбором профессии, большинство называют среди причин этого незнание того, как следует выбирать профессию, какая подходит именно им.

В качестве ответов на вопрос о будущей профессии назывались и  определенные направления, служащие ориентирами: "информатика и вычислительная техника", "пение", "связанная с радиотехникой", "связанная с самолетами", "финансы и кредит", "творческая деятельность", что говорит о неопределенности профессионального выбора. 

Уровень профессиональной подготовки

Анализ заявок работодателей, поступающих в банк данных свободных рабочих мест (должностей) центра занятости населения г. Чебоксары, говорит о растущих требованиях работодателей к образовательному уровню потенциальных работников. Это в свою очередь вызывает и рост спроса на получение высшего образования со стороны вчерашних школьников. К тому же специалист после вуза может рассчитывать на более высокую оплату труда по сравнению с выпускником колледжа или техникума.

Выбирая учебное заведение или факультет, абитуриент часто не всегда представляет себе, кем он будет работать в будущем. Скажем, выпускник экономического факультета может впоследствии работать менеджером, аналитиком, аудитором, преподавателем экономики. Выбор уровня профессиональной подготовки отличается среди 9-классников и 11-классников. 66,6% учащихся 9-х классов  планируют получить профессию в техникумах и колледжах, 17,5% - в училищах, то есть 84,1% выпускников 9-х классов свою будущую профессию или специальность  намерены получить в учреждениях среднего или начального профессионального образования. На получение высшего образования нацелены лишь 15,9% ответивших. В случае непоступления в выбранное учебное заведение 9-классники намерены продолжить обучение в школе до получения полного общего образования.

Совершенно иначе выглядит ситуация среди учащихся 11-х классов. 81,2% выпускников для продолжения дальнейшего обучения выбирают вузы республики и других регионов. В случае непоступления в выбранное учебное заведение большинство 11-классников планируют поступление в другие вузы. 16 мальчиков в качестве альтернативы в случае непоступления называют службу в армии, 21 человек будут пытаться найти работу, 7 человек выберут заочную форму обучения и трудоустройство.



22 июня 2005
00:00
Поделиться
;