Бери диплом – иди на биржу
Начался новый учебный год, и каждый первокурсник сейчас наверняка полон надежд и грандиозных планов: вот выучусь, получу диплом, устроюсь на хорошую работу, буду получать большую зарплату... К пятому курсу мечты становятся скромнее: хорошо бы найти какую-нибудь работу, лучше - по специальности, пусть даже с маленькой, для начала, зарплатой...
В Центре занятости населения города Чебоксары зарегистрированы в качестве безработных 428 выпускников 2005 года, большинство из них - со средним специальным или высшим образованием. Молодежь, к которой официальная статистика относит граждан в возрасте от 16 до 29 лет, стала одной из самых многочисленных групп среди официально зарегистрированных безработных. Только за семь месяцев этого года в центр занятости в поисках работы обратились 5876 молодых людей, это - 46,6 процента от всех обратившихся.
Безработица среди дипломированной молодежи объясняется многими причинами. Одна из главных - отсутствие трудового стажа, опыта работы по избранной специальности. А где же его взять, этот опыт, если в вузе студента пичкали исключительно теорией? Вот типичная история. Студентка на пятом курсе родила ребенка, еще два года после получения диплома экономиста сидела дома. Пришло время малышу идти в садик, а маме - на работу. Однако все потенциальные работодатели сейчас только руками разводят: "У вас нет опыта. К тому же вашему диплому уже два года..." Выходит, "состарился" диплом... Молодая женщина в полной растерянности - получается, не надо было рожать? Работодатели смущаются, прячут глаза и советуют найти знакомых, которые могли бы взять к себе неквалифицированного специалиста. Другой совет - с помощью тех же знакомых поставить "липовую" запись в трудовой книжке о том, что женщина работала в той или иной фирме по специальности, а нужные отчисления в Пенсионный фонд за указанный срок сделать самой. Вот тебе - и «стаж», вот тебе «опыт работы»!
Конечно, оплачиваемое занятие найти можно - менеджер по рекламе, продавец, дворник, уборщица... Но человек хочет работать по специальности - и это справедливо. Сейчас бывшая студентка жалеет, что в свое время послушалась родителей и пошла учиться «на экономиста». Самой ей хотелось стать преподавателем. И никаких проблем с работой, уверена молодая женщина, сейчас бы не было. Но тогда, при выборе будущей профессии, мнение взрослых - "Быть учителем - не модно, да и получают они копейки" - взяло верх...
Это - еще одна причина безработицы молодежи: профессию выбирают не по призванию, а - по моде. Может, потому у нас сейчас переизбыток юристов и экономистов, которые не знают, куда себя деть. Учиться пять лет, отдавая при этом немалые деньги, чтобы потом стать безработным - перспектива незавидная. С этой проблемой пытаются справиться еще на уровне школы. Чтобы детям было легче выбрать будущую профессию, Минобразования РФ вводит так называемое предпрофильное и профильное обучение. Старшеклассникам предоставляется право самостоятельно выбирать перечень предметов для углубленного изучения по какому-либо определенному профилю: гуманитарная или техническая специализация. Уменьшение количества уроков по одним предметам даст возможность добавить часы на освоение выбранных предметов. По мнению педагогов, это позволит учитывать индивидуальные наклонности и способности учеников.
По официальным данным, в России сейчас 1387 вузов и еще около двух тысяч их филиалов, где обучают 350 специальностям. Ежегодно эти учебные заведения выпускают около 1,1 млн. специалистов. Однако в среднем по стране лишь половина из них устраивается работать в соответствии с записью в дипломе. Наверное, все дело в дисбалансе спроса и предложения, когда на рынке труда нужны одни специалисты, а учебные заведения готовят совсем других.
Причем в этой массе вузов и их филиалов очень трудно выбрать тот, где можно получить действительно качественные знания. Учебным заведениям приходится выживать в современных рыночных условиях, и без студентов "на коммерческой основе" им, видимо, не обойтись. Найдут ли такие студенты потом работу - проблема уже не вузовская. А зря! Ведь если абитуриент знает, что учебное заведение может гарантировать ему трудоустройство по специальности, поскольку у вуза (или техникума) есть договор с предприятием, деньги за обучение будущий студент вложит именно сюда, а не в другую "альма-матер", где о нем забудут сразу после защиты диплома.
К счастью, в городском Центре занятости населения бросать на произвол судьбы 428 безработных выпускников этого года не собираются. Сегодня, например, здесь пройдет ярмарка вакантных рабочих и учебных мест. В качестве альтернативы вчерашним студентам предлагают переобучение - чтобы получить более востребованные на рынке труда специальности. Можно овладеть и дополнительными навыками - изучить программы "1С: Бухгалтерия", "1С: Торговля и склад", освоить компьютерную графику и дизайн. А выпускники школ направляются на длительные курсы по получению рабочих специальностей.
Напоследок совет человека, который после окончания ЧГУ полгода маялся без работы и торговал зимой на колхозном рынке с ежедневным заработком "пять процентов от выручки". Главное - не отчаиваться, не сидеть на месте, а искать, по возможности - повышать уровень уже имеющихся знаний, получать новые. Известно ведь, под лежачий камень...