Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Бери диплом – иди на биржу

Начался новый учебный год, и каждый перво­курсник сейчас наверняка полон надежд и грандиозных планов: вот выучусь, получу диплом, устроюсь на хорошую работу, буду получать большую зарплату... К пятому кур­су мечты становятся скромнее: хорошо бы найти какую-нибудь работу, лучше - по спе­циальности, пусть даже с маленькой, для на­чала, зарплатой...

В Центре занятости населения города Чебоксары зарегистрированы в качестве безработных 428 вы­пускников 2005 года, большинство из них - со сред­ним специальным или высшим образованием. Моло­дежь, к которой официальная статистика относит граждан в возрасте от 16 до 29 лет, стала одной из самых многочисленных групп среди официально за­регистрированных безработных. Только за семь ме­сяцев этого года в центр занятости в поисках работы обратились 5876 молодых людей, это - 46,6 процента от всех обратившихся.

Безработица среди дипломированной молодежи объясняется многими причинами. Одна из главных - отсутствие трудового стажа, опыта работы по избран­ной специальности. А где же его взять, этот опыт, если в вузе студента пичкали исключительно теорией? Вот типичная история. Студентка на пятом курсе родила ребенка, еще два года после получения диплома эко­номиста сидела дома. Пришло время малышу идти в садик, а маме - на работу. Однако все потенциальные работодатели сейчас только руками разводят: "У вас нет опыта. К тому же вашему диплому уже два года..." Выходит, "состарился" диплом... Молодая женщина в полной растерянности - получается, не надо было рожать? Работодатели смущаются, прячут глаза и советуют найти знакомых, которые могли бы взять к себе неквалифицированного специалиста. Другой совет - с помощью тех же знакомых поставить "липо­вую" запись в трудовой книжке о том, что женщина работала в той или иной фирме по специальности, а нужные отчисления в Пенсионный фонд за указанный срок сделать самой. Вот тебе - и «стаж», вот тебе «опыт работы»!

Конечно, оплачиваемое занятие найти можно - менеджер по рекламе, продавец, дворник, уборщи­ца... Но человек хочет работать по специальности - и это справедливо. Сейчас бывшая студентка жале­ет, что в свое время послушалась родителей и пошла учиться «на экономиста». Самой ей хотелось стать преподавателем. И никаких проблем с работой, уве­рена молодая женщина, сейчас бы не было. Но тогда, при выборе будущей профессии, мнение взрослых - "Быть учителем - не модно, да и получают они копей­ки" - взяло верх...

Это - еще одна причина безработицы молодежи: профессию выбирают не по призванию, а - по моде. Может, потому у нас сейчас переизбыток юристов и экономистов, которые не знают, куда себя деть. Учить­ся пять лет, отдавая при этом немалые деньги, чтобы потом стать безработным - перспектива незавидная. С этой проблемой пытаются справиться еще на уров­не школы. Чтобы детям было легче выбрать буду­щую профессию, Минобразования РФ вводит так называемое предпрофильное и профильное обуче­ние. Старшеклассникам предоставляется право са­мостоятельно выбирать перечень предметов для углубленного изучения по какому-либо определен­ному профилю: гуманитарная или техническая спе­циализация. Уменьшение количества уроков по одним предметам даст возможность добавить часы на освоение выбранных предметов. По мнению педа­гогов, это позволит учитывать индивидуальные на­клонности и способности учеников.

По официальным данным, в России сейчас 1387 ву­зов и еще около двух тысяч их филиалов, где обучают 350 специальностям. Ежегодно эти учебные заведе­ния выпускают около 1,1 млн. специалистов. Однако в среднем по стране лишь половина из них устраива­ется работать в соответствии с записью в дипломе. Наверное, все дело в дисбалансе спроса и предложе­ния, когда на рынке труда нужны одни специалисты, а учебные заведения готовят совсем других.

Причем в этой массе вузов и их филиалов очень трудно выбрать тот, где можно получить действи­тельно качественные знания. Учебным заведениям приходится выживать в современных рыночных условиях, и без студентов "на коммерческой основе" им, видимо, не обойтись. Найдут ли такие студенты потом работу - проблема уже не вузовская. А зря! Ведь если абитуриент знает, что учебное заведение может гарантировать ему трудоустройство по специ­альности, поскольку у вуза (или техникума) есть до­говор с предприятием, деньги за обучение будущий студент вложит именно сюда, а не в другую "альма-матер", где о нем забудут сразу после защиты дипло­ма.

К счастью, в городском Центре занятости населе­ния бросать на произвол судьбы 428 безработных выпускников этого года не собираются. Сегодня, на­пример, здесь пройдет ярмарка вакантных рабочих и учебных мест. В качестве альтернативы вчерашним студентам предлагают переобучение - чтобы полу­чить более востребованные на рынке труда специ­альности. Можно овладеть и дополнительными на­выками - изучить программы "1С: Бухгалтерия", "1С: Торговля и склад", освоить компьютерную графику и дизайн. А выпускники школ направляются на дли­тельные курсы по получению рабочих специальнос­тей.

Напоследок совет человека, который после окон­чания ЧГУ полгода маялся без работы и торговал зимой на колхозном рынке с ежедневным заработком "пять процентов от выручки". Главное - не отчаивать­ся, не сидеть на месте, а искать, по возможности - повышать уровень уже имеющихся знаний, получать новые. Известно ведь, под лежачий камень...

 



"Чебоксарские новости"
07 сентября 2005
00:00
Поделиться
;