После вуза в дворники и продавцы?
«Грани», 27 октября 2005 г.
На ярмарке от разнообразия глаза разбегаются. Хочется купить и то, и другое, и третье. Так же и на рынке труда: профессий самых разных множество, поэтому есть риск растеряться и ошибиться при выборе будущей специальности. Молодежь "цепляет" прежде всего престижность и востребованность. О своих склонностях молодые люди порой предпочитают не думать. Поэтому, выбирая модный факультет, многие вскоре разочаровываются, бросают вузы на старших курсах либо начинают работать, не получая никакого удовольствия от труда. И жизнь становится не в радость.,.
ПЕРЕД ВЫБОРОМ
С 38-летним Кириллом я познакомился в автобусе, ехавшим из Москвы. Прописан он в Новочебоксарске. В юности получил высшее образование. По профессии электротехник, но работает... дворником, правда, в Москве. Говорит, что ремонтировать бытовые приборы ему не по душе. К сожалению, понял это слишком поздно, после университета.
— Не люблю свою профессию, — признался Кирилл. — Я мало знал о ней, когда поступал в вуз. Начал сомневаться в своем выборе на третьем курсе, но не решился бросить университет: родители в обучение вложили много денег. Надеялся, что со временем понравится чинить телевизоры и компьютеры. Ломал себя, заставлял через силу посещать занятия. Напрасно. Ожидания не оправдались.
На работу тоже ходил без особого желания, все валилось из рук. Несмотря на то, что был приличный оклад, работал спустя рукава. Чувствовал себя нерадивым школьником, который сидит на нелюбимом уроке. Постоянно смотрел на часы. Ждал с нетерпением, когда закончится рабочий день. Но время шло медленно. Через два месяца после испытательного срока уволился. И вздохнул с облегчением. Начал искать новое место. Работал сторожем на автостоянке, разнорабочим на стройке, грузчиком в магазине... Сдал экзамены на водительские права и три месяца крутил баранку. Оплата была низкая. Снова стал безработным. Уехал в Москву. И вот теперь подметает улицы.
У 25-летней Лены похожая история. После школы поступила в университет, училась на бухгалтера. Профессию выбрали родители. Сама девушка редко задумывалась о будущей карьере. Единственное, что она хотела, — получить диплом.
Получила. Устроилась в одну фирму. Не прошло и полгода, как Лена уволилась. Заявила, что "мышиная возня" в бухгалтерии надоела. Работа с цифрами — не ее стихия. Несколько месяцев сидела на шее родителей. Стояла на учете в Центре занятости. В итоге ушла... на рынок. Сейчас девушка продает газеты и журналы в ларьке.
Подобных примеров очень много. Люди, имея высшее образование, не работают по своей специальности. Зачем, спрашивается, пять лет корпеть над учебниками? Чтобы, получив корочку, забросить ее в дальний угол ящика письменного стола? Странно и то, что некоторые студенты-первокурсники (обычно технических вузов) даже и не знают, на кого конкретно учатся: не могут точно назвать своей специальности, затрудняются сказать, чем будут заниматься в будущем. Неудивительно, что такие ребята через год-два бросают институты, а иногда вылетают оттуда сразу после первого семестра.
Большое влияние на выпускников оказывают родители. Они практически все решают за своих детей. Сами определяют место учебы и специальность, не обращая внимания на склонности и способности молодых людей.
Сейчас престиж высшего образования, как никогда, высок. В вузах немало "троечников" и лентяев, которые учатся спустя рукава и не имеют большого интереса к будущей специальности. Естественно, после окончания университета они сталкиваются с проблемами при трудоустройстве. Но с липовыми знаниями нигде не берут, разве только "по знакомству".
"Когда труд в тягость, жизнь — рабство", — так говорил Максим Горький, и его слова актуальны до сих пор.
Интересны результаты анкетирования, которое провели сотрудники городского Центра занятости среди школьников Только 56,4 проц. девятиклассников и 57 проц. одиннадцатиклассников точно определились с выбором профессии. Лишь 30 проц. опрошенных имеют представление о будущей специальности. А 18,5 проц. вообще не думали о своем поприще (14 проц. из них девятиклассники, остальные — одиннадцатиклассники).
Заместитель директора Новочебоксарского центра занятости Лира ДАНИЛОВА говорит:
— Уже несколько лет мы проводим профориентационные работы среди выпускников школ. Пришли к выводу, что ориентировать детей лучше с младших классов. Необходимо поднять престиж рабочих специальностей, так как сейчас не хватает рабочих рук.
— С 2005 года в некоторых школах города введены предметы по профориентации, — констатирует главный специалист управления образования Валентина ТРОИЦКАЯ. — Предпрофильная подготовка действует в 3, 4,12,14,17,18,19 и 20-й школах. Один раз в неделю педагоги беседуют с восьми- и девятиклассниками о профессиях, проводят психологические тесты. Приглашают на классные часы производственников, организовывают экскурсии на предприятия. Проводятся элективные курсы: школьники познают основы будущей специальности, разрабатывают проект и позже защищают его.
"Семь раз отмерь, один — отрежь" — похоже, народная мудрость многими сегодня забыта. Мы делаем все с точностью до наоборот: один раз измеряем, семь отрезаем. В итоге торгуем на рынке, подметаем улицы или безуспешно ищем применение своим способностям. Все-таки, считаю, лучше посвятить себя одному делу, любимому и интересному, чем метаться в поисках подходящей работы.