Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

После вуза в дворники и продавцы?

«Грани», 27 октября 2005 г.

На ярмарке от разнообразия глаза разбегаются. Хочется купить и то, и другое, и третье. Так же и на рынке труда: профессий самых разных множество, поэтому есть риск растеряться и ошибиться при выборе будущей специальности. Молодежь "цепляет" преж­де всего престижность и востребованность. О своих склонностях молодые люди порой предпочитают не думать. Поэтому, выбирая модный факультет, многие вскоре разочаровываются, бросают вузы на старших курсах либо начинают работать, не получая ника­кого удовольствия от труда. И жизнь становится не в радость.,.

 

ПЕРЕД ВЫБОРОМ

С 38-летним Кириллом я позна­комился в автобусе, ехавшим из Москвы. Прописан он в Новочебоксарске. В юности получил выс­шее образование. По профессии электротехник, но работает... двор­ником, правда, в Москве. Говорит, что ремонтировать бытовые прибо­ры ему не по душе. К сожалению, понял это слишком поздно, после университета.

— Не люблю свою профессию, — признался Кирилл. — Я мало знал о ней, когда поступал в вуз. Начал со­мневаться в своем выборе на третьем курсе, но не решился бросить универ­ситет: родители в обучение вложили много денег. Надеялся, что со време­нем понравится чинить телевизоры и компьютеры. Ломал себя, заставлял через силу посещать занятия. Напрас­но. Ожидания не оправдались.

На работу тоже ходил без особого желания, все валилось из рук. Несмотря на то, что был приличный оклад, работал спустя рукава. Чув­ствовал себя нерадивым школьни­ком, который сидит на нелюбимом уроке. Постоянно смотрел на часы. Ждал с нетерпением, когда закон­чится рабочий день. Но время шло медленно. Через два месяца после испытательного срока уволился. И вздохнул с облегчением. Начал искать новое место. Работал сторо­жем на автостоянке, разнорабочим на стройке, грузчиком в магазине... Сдал экзамены на водительские права и три месяца крутил баранку. Оплата была низкая. Снова стал без­работным. Уехал в Москву. И вот теперь подметает улицы.

У 25-летней Лены похожая исто­рия. После школы поступила в уни­верситет, училась на бухгалтера. Профессию выбрали родители. Сама девушка редко задумывалась о будущей карьере. Единственное, что она хотела, — получить диплом.

Получила. Устроилась в одну фир­му. Не прошло и полгода, как Лена уволилась. Заявила, что "мышиная возня" в бухгалтерии надоела. Рабо­та с цифрами — не ее стихия. Не­сколько месяцев сидела на шее родителей. Стояла на учете в Центре занятости. В итоге ушла... на рынок. Сейчас девушка продает газеты и журналы в ларьке.

Подобных примеров очень мно­го. Люди, имея высшее образова­ние, не работают по своей специаль­ности. Зачем, спрашивается, пять лет корпеть над учебниками? Чтобы, получив корочку, забросить ее в дальний угол ящика письменного стола? Странно и то, что некоторые студенты-первокурсники (обычно технических вузов) даже и не знают, на кого конкретно учатся: не могут точно назвать своей специальности, затрудняются сказать, чем будут за­ниматься в будущем. Неудивитель­но, что такие ребята через год-два бросают институты, а иногда выле­тают оттуда сразу после первого се­местра.

Большое влияние на выпускни­ков оказывают родители. Они прак­тически все решают за своих детей. Сами определяют место учебы и специальность, не обращая внима­ния на склонности и способности молодых людей.

Сейчас престиж высшего образо­вания, как никогда, высок. В вузах немало "троечников" и лентяев, ко­торые учатся спустя рукава и не име­ют большого интереса к будущей специальности. Естественно, после окончания университета они стал­киваются с проблемами при трудо­устройстве. Но с липовыми знани­ями нигде не берут, разве только "по знакомству".

"Когда труд в тягость, жизнь — рабство", — так говорил Максим Горький, и его слова актуальны до сих пор.

Интересны результаты анкетиро­вания, которое провели сотрудники городского Центра занятости среди школьников Только 56,4 проц. де­вятиклассников и 57 проц. одиннад­цатиклассников точно определились с выбором профессии. Лишь 30 проц. опрошенных имеют пред­ставление о будущей специальности. А 18,5 проц. вообще не думали о своем поприще (14 проц. из них де­вятиклассники, остальные — один­надцатиклассники).

Заместитель директора Новоче­боксарского центра занятости Лира ДАНИЛОВА говорит:

— Уже несколько лет мы прово­дим профориентационные работы среди выпускников школ. Пришли к выводу, что ориентировать детей лучше с младших классов. Необхо­димо поднять престиж рабочих спе­циальностей, так как сейчас не хва­тает рабочих рук.

— С 2005 года в некоторых шко­лах города введены предметы по профориентации, — констатирует главный специалист управления обра­зования Валентина ТРОИЦКАЯ. — Предпрофильная подготовка дей­ствует в 3, 4,12,14,17,18,19 и 20-й школах. Один раз в неделю педаго­ги беседуют с восьми- и девяти­классниками о профессиях, проводят психологические тесты. Пригла­шают на классные часы производ­ственников, организовывают экс­курсии на предприятия. Проводят­ся элективные курсы: школьники познают основы будущей специаль­ности, разрабатывают проект и поз­же защищают его.

"Семь раз отмерь, один — от­режь" — похоже, народная мудрость многими сегодня забыта. Мы дела­ем все с точностью до наоборот: один раз измеряем, семь отрезаем. В итоге торгуем на рынке, подмета­ем улицы или безуспешно ищем применение своим способностям. Все-таки, считаю, лучше посвятить себя одному делу, любимому и ин­тересному, чем метаться в поисках подходящей работы.

 



"Грани"
27 октября 2005
00:00
Поделиться
;