Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

"Уклонисты" могут сесть на 7 лет

До конца года Госдума может рассмотреть поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточают наказание за оставление военнослужащими боевых позиций, сдачу в плен, мародерство и уклонение от выполнения служебных обязанностей в военное время. Эксперты считают, что эта инициатива может касаться не десятков или сотен дезертиров, но и тех, кто уклоняется от военной службы. А призывников-уклонистов сегодня в России десятки тысяч. 

- За самовольное оставление части или места службы документом предусмотрены либо направление в дисциплинарную часть, либо лишение свободы на срок до 5 лет, за дезертирство в мирное время — лишение свободы до 7 лет, дезертирство с оружием — до 10 лет, а в военное время — до 15 лет, — говорит автор поправок в УК, член комитета Госдумы по обороне генерал Николай Безбородов. — В частности, до 7 лет предлагается лишать свободы лиц, уклоняющихся от военной службы. Сегодня "уклонист" может быть подвергнут штрафу в 200-500 минимальных размеров оплаты труда или лишиться свободы на срок до 2 лет.

Эксперты говорят, что если эту депутатскую инициативу одобрит вся Дума, то нововведение коснется и тех, кто не хочет служить в армии. Как сообщили "Известиям" в Главном организационно-мобилизационном управлении Генштаба (ГОМУ), по данным весеннего призыва 2005 года, от службы уклонилось чуть более 15 тысяч молодых людей. В прошлом году "уклонистов" было около 21 тысячи, в 1999-м — своеобразный рекорд: 44 тысячи. Дезертиров — лиц, самовольно покинувших воинские части, за прошлый год по всем Вооруженным силам насчитали около 2,5 тысячи.

Как пояснил источник газеты в военном ведомстве, "цифры "плавают" из-за постоянно меняющейся ситуации".

- Как только в армии "плохо" — взлет числа уклонистов и дезертиров.  Когда все хорошо — их становится меньше, — заявил офицер Минобороны. 

Впервые поправки о введении жесткой ответственности за те или иные действия на поле боя законодатели хотели внести в статью УК еще в 2001 году. Тогда в Чечне полным ходом шла антитеррористическая операция. Случаи дезертирства, мародерства в отношении мирного населения, сдачи в плен и недостойного поведения в нем были нередки. Впрочем, как и случаи героизма военнослужащих федеральных войск. Однако никаких практических шагов депутаты не сделали.

- В старом УК были положения о жестком наказании дезертиров. Они действовали во время событий в Афганистане, но к военнослужащим ни разу не применялись, так как те события интерпретировались властью как оказание интернациональной помощи, — сообщили "Известиям" в Главной военной прокуратуре. —  А ответственность военнослужащего наступала только в случае присвоения событиям статуса "войны". 

Многие в Думе уже окрестили инициативу Безбородова как возвращение к сталинским временам и знаменитому приказу № 227 "Ни шагу назад!". Однако эксперты, в том числе и из правового управления Госдумы, говорят, что инициатива депутата поспешна. В документе нет четких формулировок того, что считать, например, "добровольной сдачей в плен", как и кем это доказывается. На основе каких критериев будет оцениваться "вынужденное" или преднамеренное оставление боевых позиций, приравниваемое к дезертирству. А главное — ни один из последний военных конфликтов, в которых участвовали наши военнослужащие, так и не получит статуса "войны".

- Я действительно не знаю, почему сегодня возникла необходимость внесения поправок в УК, — прокомментировал "Известиям" инициативу Безбородова статс-секретарь министра обороны, начальник управления кадров Минобороны Николай Панков. — Но знаю пример, когда офицеры закрывали своей грудью солдат, выносили их с поля боя ценой собственной жизни. Например, полковник Бугров Олег Олегович. Под пулями бандитов, когда все патроны закончились, как когда-то генерал Скобелев, встал в полный рост, вынул штык-нож и повел солдат врукопашную. Сколько похожих людей прошло, скажем так, через "мой стол".

 

Альтернативный священный долг

 Альтернативную гражданскую службу в России на сегодняшний день предпочли службе в армии всего 536 человек. Священный долг они исполняют, вкалывая на стройках, в жилкоммунхозе и больницах. Эти цифры были озвучены на вчерашней пресс-конференции, посвященной двухлетию вступления в силу Федерального закона "Об альтернативной службе".

Больше всего сотрудников Федеральной службы по труду и занятости сейчас заботит необходимость изменения имиджа альтернативно служащего. Не задохлик, под благовидным предлогом косящий от армии, а нормальный молодой человек, делающий очень нужное стране дело, — таким он, по мнению организаторов пресс-конференции, должен выглядеть в глазах общества. В подтверждение приводились цифры: весной этого года на альтернативную военную службу пришли лишь 136 человек, а потребность — 40 тысяч по более чем 300 специальностям.

Подавляющее большинство альтернативщиков — верующие: свидетели Иеговы, баптисты, староверы. Убежденных пацифистов меньше, им доказать свои взгляды труднее, но все же можно, считает секретарь коалиции "За демократическую АГС" Сергей Кривенко.

Самые распространенные специальности, по которым работают альтернативщики — плотник, столяр, столяр-плотник, слесарь-сантехник и санитар в больнице. На пресс-конференции выступали руководители предприятий, где трудятся альтернативщики (трест "Спецстрой", 15-я московская городская больница), и не могли на них нахвалиться: дисциплинированные, непьющие, ни от какой работы не отказываются. Проблема, с которой довольно часто сталкиваются будущие альтернативщики — противодействие военкоматов. Но выход уже найден — участие в призывных комиссиях представителей служб занятости, которым альтернативщики нужны.

Тем не менее, двухлетний опыт АГС показал, что желающих проходить "альтернативку" оказалось не так уж и много. Осенью 2004-го альтернативную службу выбрало около полутора тысяч молодых людей, нынешней осенью — только 400. На то свои причины — экстерриториальность службы (а это ведь не армия, где солдат спит в казарме, тут нужны места в общежитиях, которые не везде есть), тяжелая работа, низкая зарплата (в той же больнице у альтернативщика, работающего на полторы-две ставки, выходит около 6 тысяч), и, конечно же, имидж.

 

 



"Известия"
21 декабря 2005
00:00
Поделиться
;