Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

08:45 Вхождение в социальную роль: трудности преодоления

Существующие на сегодня теория и практика работы с персоналом организаций, молодежью, выбирающей свой путь в жизни, безработными свидетельствуют о возрастающей роли личностного и профессионального самоопределения работника, необходимости подготовки компетентного, профессионально мобильного и конкурентоспособного специалиста, удовлетворяющего запросам общества и рынка труда.

Начиная с января 2005 года, ГУ ЦЗН г. Канаша для успешного решения этих задач в помощь безработным и ищущим работу гражданам наряду с другими видами услуг в режиме апробации стал внедрять еще одну – оценку их профессиональной компетентности.

Во исполнение приказа Управления от 11.03.04 «О внедрении технологии оценки профессиональной компетентности» центром занятости было утверждено Положение об оказании услуг по оценке профессиональной компетентности граждан, ищущих работу. Для эффективной работы по ОПК была создана рабочая группа, куда вошли начальник отдела и два специалиста, ответственных за профориентационную работу.

Внимательно ознакомившись с Положением, системой работы, с руководством по применению технологии оценки профессиональной компетентности, специалисты центра занятости приступили к работе.

Новая технология была предложена молодым безработным гражданам, как не имеющим диплома о профессиональном образовании, так и имеющим специализацию. На добровольной основе в экспериментальной технологии согласились принять участие пять человек.

В ходе первой встречи сразу же установился контакт между клиентами и специалистами, наладились теплые, искренние отношения с группой, выстроились рабочие отношения, которые помогли достичь цели первого предварительного этапа – прояснить ситуацию клиента, наметить дальнейший план работы с указанием возможных встреч и процедур.

Через месяц, 17 июня 2005 года, состоялась вторая групповая встреча по внедрению новой технологии.

На исследовательском этапе клиентам предлагалось выполнить определенное число заданий, направленных на классификацию и упорядочивание своего профессионального опыта. Здесь каждый участник группы смог проанализировать свои сведения об опыте работы.

Для проведения занятий применялись разнообразные формы и методы работы: беседа, интервью, ролевые игры, тестирование на компьютерах с использованием психодиагностических тестов, позволяющих сделать заключение относительно некоторых психологических аспектов личности клиента (интересы, способности, склонности…).

В завершение исследовательского этапа участники, познакомившись с правилами грамотного оформления автобиографии, получили домашнее задание – составить на себя резюме.

Данный вид работы – лишь начало творческого пути. Следующую встречу было решено провести через две недели.

Так, третья групповая встреча по внедрению новой технологии прошла 1 июля 2005 года.

Очень отрадно видеть, с каким большим желанием участники откликаются на предложение пройти оценку компетентности. Вот уже на третье занятие приходят в том же составе, что и на первое.

Клиенты под руководством инспекторов проводят оценку имеющихся компетенций, условий и требований, предъявляемых будущей профессиональной деятельностью, определяют направления и условия реализации профессионального проекта. Всего этого добиваются с применением разнообразных форм и методов, таких, как тестирование, ролевые игры, интервью, беседа, рассказ, анализ, применение компьютерных методик и т. д.

Работа по данному направлению продолжилась, и следующая встреча состоялась на заключительном этапе, который предполагал систематизацию компетенций, выявленных у участников программы.

Следует отметить, что молодые люди, как правило, стараются избегать излишней публичности, поэтому индивидуальные консультации и собеседования ими ценятся ничуть меньше групповой. Учитывая это, на данном этапе сочли нужным поработать с каждым клиентом в индивидуальном порядке. Именно во время таких встреч работники центра занятости не только анализировали полученные результаты, помогали клиенту составить план действия по реализации своего проекта, обсуждали составление заключения по ТОПК, но и решали наиболее болезненные для них проблемы: например, навязывание взрослыми видов деятельности, трудности в поиске работы и т.д.

Результаты программы ТОПК показывают: т.к. в основном участниками ОПК были лица не приступившие к трудовой деятельности, ранее не работавшие, то многие из них изъявили желание пройти курсы обучения или устроиться временно на работу по программе «Стажировка».

На сегодня одному из участников программы по итогам успешной самопрезентации был предложен вариант трудоустройства в качестве курьера по распространению корреспонденции в одном из частных агентств г. Чебоксары.

А другого участника программы после прохождения стажировки в Земельном комитете по специальности «специалист по государственному и муниципальному управлению» пригласили на работу в ООО «Глобус» г. Канаша по своей же специальности. Чтобы добиться такого результата работникам службы занятости пришлось неоднократно вести переговоры, делать телефонные звонки, назначать встречи с работодателями. К сожалению, не все лица, занимающие руководящие посты, охотно брали молодых специалистов на стажировку.

Двое человек успешно прошли обучение по специальностям: «1С: бухгалтерия», «секретарь–референт», и сейчас они вместе с инспектором службы занятости рассматривают варианты вакансий. Один юноша ждет начала обучения по специальности «электрогазосварщик». У него большое желание получить указанную профессию, т.к. «рабочее место его уже ждет».

 



29 декабря 2005
00:00
Поделиться
;