Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Условный срок за реальный обман получил директор завода

Ленинский районный суд Красноярска принял решение в отношении бывшего директора ПО «Химволокно» Сергея Гришаева. За задержку зарплаты сотрудникам он получил срок. Хотя и условно.

Бизнесмен обвинялся по уголовной статье «Невыплата заработной платы сроком более двух месяцев». На деле долга имеют куда более продолжительную историю: на 1 июня 2003-го года задолженность по заработкам 179 работникам составила 2,37 миллиона рублей. Часть этих денег не взыскана до сих пор. Процесс над Гришаевым длился несколько лет. Бывшего директора приговорили к одному году лишения свободы условно, с двухлетним испытательным сроком.

- Сторона обвинения недовольно приговором, — сообщила «РГ» старший помощник прокурора Красноярского края Елена Пимоненко, — в ближайшие дни мы намерены подать апелляцию в связи с назначением, по нашему мнению, мягкого приговора.

Впрочем, в Красноярском крае был случай, когда директора завода приговорили к реальному лишению свободы. В декабре 2004 года за годовую задержку нескольких десятков миллионов рублей на год сел директор одного из зеленогорских предприятий.

Гораздо чаще судами применяется другая мера наказания: дисквалификация. В прошлом году судами лишены права занимать ответственные должности 66 человек. Вообще в прошлом году зарплатными долгами в крае занимались очень серьезно. Так, к административной ответственности привлечено почти 1200 человек. В суд направлены 30 уголовных дел, по 16 из них вынесены приговоры.

Сегодня долги в негосударственном секторе полностью отсутствуют в 15 районах края, а бюджетных вообще нет. Общая же сумма задолженности за два года уменьшилась почти втрое: с 426 миллионов рублей до 130. По информации «РГ», с приговором в отношении Сергея Гришаева не согласно не только обвинение, но и защита – не исключено, что судебный вердикт будет обжалован.

 

Комментарий

Максим Топилин, глава Федеральной службы по труду и занятости:

- Несмотря на то, что долги по зарплате «тают» довольно быстро, ноля, к сожалению, не будет. Дело в том, что значительная часть задолженности – порядка двух миллиардов рублей – это долги прошлых лет. Вернуть эти деньги, когда многие предприятия обанкротились и прекратили существование, практически нереально.

В начале 2004 года общая по стране сумма долгов составляла 25 миллиардов рублей. Через год она уменьшилась вдвое – до 12,2 млрд. За прошлый год долги сократились еще на половину – до 5,7 млрд. рублей. Уже не первый год ситуация с бюджетными недоплатами спокойная, и сегодня 97 процентов от всей задолженности – это недоплаты бизнеса.

Именно с коммерческими предприятиями и придется «работать» Роструда и прокуратуре в первую очередь. Поскольку директоров – неплательщиков стало меньше, по словам Топилина, «можно начать штучную работу».

В Роструде приступили к созданию общероссийского реестра ненадежных с точки зрения выплаты зарплаты предприятий и дисквалифицированных работодателей. В некоторых регионах, по согласованию с администрациями, такие «черные списки» публикуются в печати. Помимо чисто «воспитательного» моменты здесь есть и рациональный. Дело в том, что сегодня, по большому счету, ничто не мешает дисквалифицированному руководителю, переехавшему в другой регион, вновь сесть в директорское кресло. Реестр станет барьером.

Естественно, на ситуацию с долгами повлияло и ужесточение в последние годы законодательства: крупные штрафы, страх быть дисквалифицированным и потерять работу или даже оказаться в тюрьме заставили директоров призадуматься. По крайней мере, случаев откровенного воровства, когда работники голодают, а директор и приближенные к нему лица благоденствуют, становится все меньше. В основном причина задержек – экономические трудности на предприятиях. Тем не менее, по итогам проведенных Рострудом проверок был оштрафован примерно каждый второй руководитель, всего – около 30 тысяч. Дисквалификацией наказано около 300 работодателей. Для возбуждения уголовных дел в самых серьезных случаях в правоохранительные органы направлено 711 материалов, возбуждено 113 уголовных дел. Срок, пусть даже и условный, получили в прошлом году 25 руководителей. Так случай в Красноярске далеко не единичный.

Любопытно, что, как рассказал «РГ» Максим Топилин, его ведомство в будущем собирается несколько изменить акценты в работе. «Во всем мире трудовые инспекторы не только ловят за руку должников (хотя это – основная работа и от нее никто отказываться не собирается), — говорит Топилин, — но и просвещают и работников, и работодателей. Львиная доля всех трудовых конфликтов, которые служат поводом, чтобы обратится к нам, появляется в результате элементарной правовой безграмотности, например, по поводу устройства или увольнения с работы, оплаты труда и отпуска и так далее.



"Российская газета"
01 февраля 2006
00:00
Поделиться
;