Служба занятости: востребованность как цель и результат
15 лет для человека - преддверие взрослости, для организации - возраст, внушающий уважение (много ли новых структур выдержало все переходные перипетии и не просто уцелело, а не утратило энергетики, присущей развивающемуся организму), подтверждение состоятельности (от глагола "состояться").
Присоединяясь к поздравлениям, которые Федеральная государственная служба занятости населения получила в день своего рождения, редакция "ЧТ" желает замечательному коллективу ее сотрудников
сохранить качества, являющиеся их фирменным знаком, - профессионализм, креативность, целеустремленность.
Юбилей стал поводом для встречи с Юрием ГЕРЦИЕМ, заместителем руководителя Роструда.
На мой взгляд, служба занятости оказалась одним из наиболее эффективных институтов пореформенной России. Начав буквально с нуля, она превратилась в привычный атрибут новой реальности, став необходимой людям…
Принятие 19 апреля 1991 г. Федерального закона о занятости было смелым решением: впервые открыто признавался феномен безработицы, бороться с которой необходимо на государственном уровне (для чего и была создана наша служба). При подготовке этого документа, как известно, учитывался западный опыт - своего просто еще не наработали Полагаю, это было правильно, мы поступили подобно послевоенной Японии, закупившей самые современные для тех лет технологии, чтобы, оттолкнувшись от них, двинуться вперед.. В короткие сроки удалось создать сеть органов службы занятости, охватившую все регионы, выработать единые методические и технологические подходы, что в конечном счете не только позволило унифицировать обслуживание клиентов, но и с самого начала объединило все части конструкции. Огромную роль сыграло наличие "федерального ядра" СЗ, вырабатывавшего политику противостояния безработице и доводившего свои рекомендации до самых отдаленных центров занятости.
За те 15 лет, о которых мы с вами говорим, служба занятости стала школой и для ее сотрудников (а это десятки тысяч человек, овладевших современными технологиями оказания услуг клиентам, научившихся мыслить государственными категориями, получивших возможность профессионального и карьерного роста), и для граждан.
Вспоминаю первых посетителей СЗ, которых слова "безработица", "пособие", "регистрация" буквально повергали в шок: как же так, ведь я хороший работник и вдруг не у дел... Без преувеличения, служба занятости внесла свой вклад в формирование новой ментальности граждан, помогла им осознать необходимость адаптации к требованиям рынка труда. Что и говорить, нынешние клиенты СЗ разительно отличаются от тех, с которыми мы работали в начале 90-х: для них обращение в службу - закономерный шаг.
Что представляет собой служба занятости сегодня? Это огромный организм, включающий 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода в интернет; бесценный опыт работы; мощный информационный ресурс, представленный многообразными банками данных; слаженный высокопрофессиональный коллектив сотрудников. Среди руководителей региональных структур, директоров центров, начальников отделов и простых специалистов немало докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов. Двое наших коллег - лауреаты Государственной премии 2004 г. в области науки.
Выделите, пожалуйста, новации, которыми отмечена деятельность службы занятости. В 2006 г. появилась статья расходов, связанная с переездом безработных граждан к новому месту работы или к месту обучения (в федеральном бюджете средства на это заложены). Полагаем, что в текущем году будут перевезены порядка 2,5 тыс. человек. Разумеется, предварительно мы должны отработать все аспекты, связанные с размещением, условиями проживания и др. Сейчас занимаемся организацией банка данных по гражданам, которые хотят перебраться туда, где для них есть работа. Реализуется программа переезда граждан в сельскую местность, финансируемая нами: в 2002-2005 гг. переселялось около 3 тыс. человек ежегодно.
Новое направление нашей работы - организация альтернативной гражданской службы. Подбираем предприятия, рабочие места (соответственно полученным заявкам). Совместно с призывными комиссиями военных комиссариатов работаем с молодыми людьми, изъявившими желание заменить службу по призыву на альтернативную. В настоящее время количество "альтернативно служащих" превышает 1 тыс. человек. В обязанность СЗ входит обеспечение соблюдения их трудовых прав, включая своевременное предоставление отпуска, регулярность выплаты заработной платы и т.д. Пока нареканий в наш адрес не было.
Большое внимание уделяем блоку вопросов, связанных с привлечением иностранной рабочей силы.
В 90-х годах много говорилось об активной политике содействия занятости. Сегодня это определение используется, как мне кажется, не столь часто...
А разве то, о чем я только что говорил, не вписывается в это понятие? Я имею в виду организацию альтернативной гражданской службы, привлечение иностранной рабочей силы, перемещение безработных к местам, где они смогут трудиться.
Видимо, завуалированно вы хотели спросить, не уменьшилась ли доля активных мероприятий с переходом на финансирование из бюджета. Со всей ответственностью говорю нет. И во времена существования Фонда занятости большая часть расходов приходилась на пособия, материальную помощь, стипендии, профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации. Организация общественных работ также относится к расходам на мероприятия по активной политики занятости. Исходя из требований рынка труда Рострудом разработаны соответствующие нормативы. Затраты на участников программ ежегодно растут.
В последнее время существенно повысилась стоимость профобучения. Тем не менее ежегодно готовим примерно 500 тыс. человек. Большинство из них (70-73%) трудоустраивается по полученной профессии, в некоторых регионах этот показатель приближается к 90%. Профобучение проводим по двух- и трехсторонним договорам (кстати, эта практика существует еще с 90-х годов).
Важные направления активной политики - организация общественных работ, оказание содействия самозанятости, профессиональная ориентация (по сравнению с периодом до 2001 г. несколько ослаблена профориентационная деятельность в общеобразовательных школах, однако в рамках тех возможностей, которыми мы располагаем сегодня, эту работу продолжаем), проведение ярмарок вакансий. Причем акцент делаем на специализированных тематических ярмарках - для выпускников общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведений, по профессиям - для женщин, бывших военнослужащих и т.д.
По сравнению с периодом до 2001 г. у нас изъята только одна форма активных программ - финансирование создания и сохранения рабочих мест. То есть за счет средств федерального бюджета эта программа не осуществляется, но она реализуется в рамках мероприятий активной политики в регионах - совместными усилиями администраций, работодателей, службы занятости. При составлении региональных программ содействия занятости населения анализируется где, как, когда будут вводиться новые рабочие места, какие профессии для этого потребуются и т.п. Чаще всего задача решается за счет использования местных трудовых ресурсов путем подготовки, переподготовки и перераспределения экономически активных граждан на местах.
Какие активные формы, на ваш взгляд, приносят наибольший эффект?
Прежде всего связанные с профессиональным обучением, поскольку оно предметно ориентируется на трудоустройство. Неплохой эффект с точки зрения установления контактов граждан и работодателей при посредстве СЗ дают ярмарки вакансий: их результативность с точки зрения содействия в трудоустройстве - примерно 30%.
Очень важно, что в обществе сформировалась убежденность: служба занятости - надежный партнер, который (бесплатно!) готов оказать помощь в получении новой профессии, трудоустройстве и т.д.
Об усилении доверия к нам со стороны населения говорит динамика обращаемости: в последние пять лет ежегодное увеличение этого показателя колеблется от 300 тыс. до 500 тыс. человек. Когда произошел переход на бюджетное финансирование, численность безработных, получавших пособие, составляла 1 млн. человек, на 1 января 2006 г -1,7 млн...
И тем не менее считаю, что нам следует еще больше внимания уделять повышению информированности населения о ситуации на рынке труда и о возможностях службы - прежде всего через СМИ.
Насколько мне известно, в Роструде ведется работа по подготовке проекта регламентов, в том числе по различным аспектам деятельности службы занятости...
В настоящее время в службе проводится ряд мероприятий по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации. Сейчас отрабатываем регламенты предоставления государственных услуг населению и работодателям. Правительственной комиссией уже рассмотрен регламент по выдаче заключений о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы, который мы готовили совместно с Федеральной миграционной службой. Недавно завершили и получили заключение наших социальных партнеров на проект регламента по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. Текст данного проекта размещен на_нашем сайте, rostrud. info.
Готовим регламенты по вопросам профессионального обучения, социальных выплат, профориентации, организации общественных работ, временного трудоустройства различных категорий граждан.
Административный регламент предоставления государственной услуги определяет сроки и последовательность действий и принятия решений в связи с непосредственным обращением гражданина и работодателя в целях реализации его прав и законных интересов.
Основная цель - повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей, повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.