Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Я выбираю профессию

 

                   

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Вопрос выбора профессии является одним из центральных, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

В этот относительно короткий срок учебы необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть, то есть профессионально самоопределиться, и каким быть (личностное самоопределение). За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Спланировать, спроектировать трудовой путь порой сложнее, чем создать автомобиль или построить жилой дом, так как в дальнейшем будут возникать новые возможности, и человек будет прокладывать свой жизненный путь все более самостоятельно, творчески обдуманно, перебирая варианты, ища ответы на поставленные вопросы и делая выбор из предоставленных жизнью возможностей.

В настоящее время выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение происходят в условиях жесткой конкуренции и рыночных отношений, что в совокупности с периодически возникающими материальными трудностями ведет к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят в жизни.

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специалисты насчитывают более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. За последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс их обновления происходит еще быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда.

Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм, то есть человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Таким образом, профессиональное самоопределение становится все более непрерывным процессом.

Профилактика безработицы среди выпускников школ является актуальной задачей. Поэтому органы службы занятости особое внимание уделяют организации профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ: профконсультанты центров занятости населения делают акцент на изучение личностных качеств молодых людей, выявлению уровня развития их склонностей и способностей, психофизических особенностей и свойств, которые являются важными предпосылками для овладения той или иной профессией.

Ежегодно в городах и районах республики проходят месячники профориентации для учащихся общеобразовательных учреждений, в ходе которых решается ряд задач по предоставлению информации о мире профессий, социально-экономической ситуации на рынке труда, возможностях получения профессионального образования.

Для учащихся проводятся индивидуальные и групповые консультации по правовым вопросам о труде и занятости, трудоустройстве в свободное от учебы время и во время летних каникул, возможностях получения профессионального образования различного уровня.

Знакомство с миром профессий проходит в виде конкурсов, презентаций, КВНов, викторин, интеллектуально-развлекательных игр, уроков занятости с использованием профориентационных игр и упражнений, тестов, показом видеофильмов, слайдов и т.д. Все участники творческих конкурсов, занявшие призовые места, награждаются грамотами и памятными подарками.

Для выявления профессиональных склонностей и интересов  с учащимися 9-11-х классов проводится тестирование и анкетирование, которые можно пройти как в центрах занятости населения, так и в специально организованных информационно-консультационных пунктах. Также школьники могут пройти экспресс-диагностику с целью выявления профессиональных предпочтений и особенностей характера и темперамента с использованием психологических методик.

Анкетирование, проводимое с целью изучения профессиональных намерений учащихся выпускных классов, показывает, что 48% учащихся уже выбрали профессию, 16,6% даже не задумывались об этом, 26% не знают, на чем остановиться. Из всех опрошенных половина собираются поступать в вузы, 24% - в техникумы и колледжи. На вопрос: «Что влияет на ваш выбор?» - 33% ответили - родители и родственники, 12,9% - материальное положение в семье. Помощь специалиста в выборе профессии считают необходимой 74% учащихся.

В настоящее время многие промышленные предприятия испытывают острый дефицит квалифицированных рабочих кадров, и у молодежи есть возможность приобрести профессию, которая позволит в полной мере реализовать себя. С этой целью организуются встречи с работодателями, представителями рабочих профессий, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, ярмарки вакансий рабочих мест. Акцент делается на престижность рабочих профессий, что связано с подъемом экономики республики и востребованностью высококвалифицированных рабочих кадров на производстве.

Если раньше услуги по профессиональной ориентации предоставлялись только учащимся выпускных 9-11-х классов, то с 2005 года эта работа проводится во всех звеньях общеобразовательной школы от начального до выпускного классов.

По итогам месячников профориентации вырисовывается следующая картина:

большинство учащихся выпускных классов ориентированы на продолжение образования в вузах и ссузах;

наиболее привлекательными для них является труд, связанный с информационными и компьютерными технологиями, популярными по-прежнему остаются профессии экономиста, юриста и бухгалтера;

пользуется популярностью, особенно у мальчиков, сфера деятельности, связанная с техникой, девушки мечтают стать модельером-конструктором, дизайнером, экономистом, на селе предпочитают профессии социальной сферы (педагога, психолога, врача). Рабочие профессии мало кого интересуют;

остается достаточно большое количество молодых людей, не определившихся в выборе профессии. Низкий уровень готовности учащихся к профессиональному самоопределению, особенно в сельской местности, подтверждается тем, что большинство из них мало знакомо с содержанием тех или иных выбираемых ими профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к специалисту, востребованностью профессии на рынке труда и т.д.;

если до настоящего времени рабочие профессии мало привлекали учащихся городских и сельских школ, то проводимая в последнее время целенаправленная работа по популяризации профессий сферы промышленного производства и сельского хозяйства способствовала повышению интереса к ним. Учащиеся охотно участвовали во встречах с представителями рабочих профессий, работодателями на ярмарках вакансий, ходили на экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия;

большинство учащихся при выборе профессии руководствуется советами и рекомендациями своих родителей и родственников.

Работа профконсультантов с учащейся молодежью не ограничивается рамками месячника. Встречи учащихся со специалистами центров занятости населения проходят в течение всего учебного и каникулярного времени.

Ежегодно профориентационными мероприятиями во время месячников охватывается более 15 тыс. учащихся городских и сельских общеобразовательных учебных заведений Чувашии.

 

 

       



"Советская Чувашия"
22 июня 2007
00:00
Поделиться
;