Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

14:30 Итоги месячников профориентации для учащихся общеобразовательных учреждений

Профилактика безработицы среди выпускников школ является актуальной задачей, поэтому органы службы занятости населения большое внимание уделяют организации профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений: изучению их личностных качеств, выявлению уровня развития их склонностей и способностей, психофизических особенностей, которые являются важными предпосылками для овладения той или иной профессией.

В соответствии с приказом Госслужбы занятости Чувашии с января по май этого года в городах и районах республики проходили месячники профориентации для учащихся общеобразовательных учреждений, основной задачей которых является предоставление информации о мире профессий, социально-экономической ситуации на рынке труда, возможностях получения профессионального образования; оказание практической помощи учащимся школ в целенаправленном и осознанном выборе профессии с учетом собственных интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.

Центры занятости населения при организации месячников профориентации использовали различные формы и методы работы: оказывали информационно-методическую помощь школам города, специалисты центра участвовали в родительских собраниях, классных часах, оформляли информационные стенды и уголки профориентации в школах, проводили уроки профориентации, занятости «Современный рынок труда и выбор профессии», библиографические обзоры о великих людях, профессионалах своего дела; информационно-познавательные часы «Я выбираю профессию», «Я б в строители пошел, пусть меня научат», «Не ошибись, выбирая пути»; дни информации «Каких профессий только не бывает»; книжные выставки «Образование и карьера XXI века», «Выбор профессии – дело серьезное», анкетирование и т.д.

Служба занятости населения республики все большее внимание уделяет повышению престижности рабочих профессий (специальностей). С целью повышения мотивации к трудоустройству молодежи на рабочие профессии, визуального представления о предприятии, об организации производства были организованы экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, встречи с работодателями и представителями различных профессий (специальностей), передовиками производства, трудовыми династиями. Во время экскурсий ребята наблюдали за производством, знакомились со спецификой и условиями труда, возможностями профессионального роста, обучения без отрыва от производства с целью повышения квалификации.

Такие встречи всегда вызывают повышенный интерес со стороны учащихся: они узнают, что качественные изменения многих рабочих профессий требуют серьезной и глубокой подготовки молодых специалистов, что современное производство оснащено высокоэффективными технологиями, и для работы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях требуются высококвалифицированные специалисты. В результате этих встреч у них формируется положительное отношение к рабочим профессиям и специальностям.

В текущем году в ряде городов и районов республики профориентационными мероприятиями были охвачены не только учащиеся выпускных классов, но и школьники 1-8-х классов. Проводились уроки занятости, конкурсы и викторины в форме занимательно-ролевых игр «Калейдоскоп профессий», «5 + МЫ», «Необитаемый остров», «5 проектов на будущее» и т.д.

В проведении месячников профориентации стали традиционными конкурсы рисунков и эвристических сочинений «Радуга профессий», «Профессия моих родителей», «Моя профессия – мое будущее», «Профессия и современность» и др., которые прошли в центрах занятости населения Козловского, Красночетайского, Марпосадского, Цивильского, Яльчикского, Батыревского районов, г.г. Алатырь, Шумерля, Новочебоксарск.

Все участники творческих конкурсов, занявшие призовые места, награждены грамотами и памятными подарками.

Куда пойти учиться? Какая профессия (специальность) будет востребованной в ближайшем будущем? Этим и многим другим вопросам были посвящены встречи учащихся с представителями начального, среднего и высшего профессионального образования. Единые информационные дни «Куда пойти учиться?», «Дни открытых дверей», «День Науки», «Недели (Дни) карьеры», ярмарки учебных мест, выставки-презентации учебных заведений профессионального образования прошли в центрах занятости населения Вурнарского, Марпосадского, Красноармейского, Ядринского, Урмарского районов и во всех городах.

Учащиеся школ в ходе этих встреч и экскурсий по учебному заведению знакомились с условиями приема, учебным процессом, учебной и материальной базой, условиями проживания и т.д. Всю необходимую информацию они получили в ходе индивидуальных консультаций, которые проводили преподаватели и студенты учебных заведений.

Были организованы выставки специальной профориентационной литературы «Предстоит учиться мне». Все учебные заведения представили рекламные проспекты, информационные листки, буклеты о профессиях. Всего во встречах со школьниками приняли участие более 25 учебных заведений республики разного образовательного уровня.

Во время проведения профориентационных мероприятий центры занятости населения тесно сотрудничали с отделами образования, по делам молодежи, культуры, комиссиями по делам несовершеннолетних, учебными заведениями начального, среднего и высшего профессионального образования и другими заинтересованными организациями. В большинстве районов были приняты постановления о проведении месячников профориентации и утверждены планы профориентационных мероприятий.

По итогам месячника профориентации вырисовывается следующая картина:

 большинство учащихся выпускных классов ориентированы на продолжение образования в вузах и ссузах;

 наиболее привлекательными для них является труд, связанный с информационными и компьютерными технологиями, популярными по-прежнему остаются профессии экономист, юрист и бухгалтер;

 в то же время стало больше интереса к рабочим профессиям, особенно в сфере строительства;

 остается достаточно большое количество молодых людей, не определившихся в выборе профессии. Низкий уровень готовности учащихся к профессиональному самоопределению, особенно в сельской местности, подтверждается тем, что большинство из них мало знакомо с содержанием тех или иных выбираемых профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к специалисту, уровнем востребованности профессии на рынке труда и т.д.;

 если до настоящего времени рабочие профессии мало привлекали внимание учащихся городских и сельских школ, то в результате проводимой целенаправленной работы с целью популяризации профессий сферы промышленного производства и сельского хозяйства повысился интерес к ним;

 большинство учащихся при выборе профессии руководствуется советами и рекомендациями своих родителей и родственников.

Всего в месячниках профориентации для учащихся общеобразовательных учреждений участвовало более 17,5 тыс. школьников. Услуги по индивидуальному и групповому консультированию получили более 16 тыс. учащихся.

Во II полугодии запланировано проведение единых информационных дней «Куда пойти учиться?» для учащихся общеобразовательных учреждений, а также дней профориентации для несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной реабилитации.

 

 

 



11 июля 2007
00:00
Поделиться
;