Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

«Выплата пособий безработным - не единственное направление нашей деятельности»

Основа успешного развития республики - в динамично развивающейся экономике. Чувашская Республика завоевала и прочно удерживает статус передовой в отраслях здравоохранения, образования, жилищного строительства, спорта и многом другом. Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету «Дорожить временем, служить людям» имеет исключительно большое значение для дальнейшего динамичного социально-экономического развития Чувашской Республики.

Обозначенный в Послании проект Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года по многим направлениям перекликается со стратегией «Единой России», декларируемой в проектах партии.  

  В указанном документе дана объективная оценка современной социально-экономической ситуации в республике и определены стратегические приоритеты развития практически всех отраслей экономики до 2020 года на основе перевода их на инновационный путь развития. В числе прочих обозначены целевые значения показателя уровня регистрируемой безработицы. В 2010 году в республике он не должен превышать 1,6% по отношению к численности экономически активного населения, а к 2020 году уменьшится до 1,4%. А как складывается ситуация на рынке труда республики в настоящее время? Об этом корреспондент «Советской Чувашии» беседует с руководителем Государственной службы занятости населения Чувашской Республики Л.А.Шиминым:

- В первом полугодии в органы службы занятости за помощью в трудоустройстве обратилось около 27 тыс. граждан, что на 13% меньше аналогичного периода прошлого года. Среди них 34% уволившихся по собственному желанию, 7% -  в результате сокращения численности работников организаций, либо их ликвидации.

Более 60% обратившихся за содействием в поиске работы - городские жители.

- У безработицы по-прежнему женское «лицо»?

- Среди ищущих работу, к сожалению, действительно преобладают женщины (свыше 60%), мужчин - более 39%, молодежи в возрасте 16-29 лет в общем числе 46%.

Около 10% безработных - граждане, испытывающие особые трудности в поиске работы: инвалиды, имеющие показания к трудовой деятельности, бывшие военнослужащие, подростки до 18 лет, лица, освобожденные из мест лишения свободы и некоторые другие.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года среди клиентов службы занятости несколько больше стало граждан предпенсионного возраста, в то же время, и это важно, значительно уменьшилось число выпускников школ и учебных заведений профессионального образования, работников, уволенных по инициативе администрации организаций.

В полтора раза сократилось количество организаций, сообщивших информацию о предстоящем высвобождении рабочей силы, и почти в два раза –  предполагаемые объемы высвобождения работников.

-  Некоторые граждане считают, что служба занятости занимается только постановкой клиентов на учет в качестве безработных и выплатой им пособия по безработице…             

- Это далеко не так. Спектр деятельности органов службы занятости весьма обширен. В январе-июне в организованных службой мероприятиях по содействию трудоустройству населения приняли участие 13,7 тысяч человек, в том числе в общественных работах – 3,7 тысяч. На временных рабочих местах для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, было занято 344 человека, трудоустроено по специальной программе занятости 9 тысяч несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, 120 безработных при нашем содействии занялись предпринимательством. По этим направлениям сложились неплохие темпы выполнения годовых контрольных заданий. Центрам занятости населения удалось привлечь средств работодателей в два раза больше, чем за этот же период прошлого года.

В истекшем полугодии каждый второй безработный, нуждающийся в профессиональном обучении, был направлен на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение уровня своей квалификации. Направление на обучение получили 1592 человека (более 80% годового контрольного задания).

В рамках реализации национальных проектов обучено около 700 человек, в том числе для строительного и жилищно-коммунального комплекса – 174.

В результате за прошедшее полугодие численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 2,2 тыс. человек, или на 18,5%.

- Леонид Аркадьевич, как выглядит наша республика по уровню безработицы по сравнению с соседями?

- Уровень регистрируемой безработицы составил на начало июля 1,4% по отношению к численности экономически активного населения (на эту же дату прошлого года он достиг 1,7%). В среднем по Российской Федерации указанный показатель составил 2%, по Приволжскому Федеральному округу – 1,2%.

В 13 административных образованиях республики уровень регистрируемой безработицы  выше, чем в среднем по республике. Наиболее высокий - в Алатырском (2,15%), Янтиковском (2,02%) и Шумерлинском (2,19%) районах, городе Шумерля (1,72%). Выше среднереспубликанского показателя сложился уровень безработицы также в городах Канаш и Чебоксары.

Определенное влияние на снижение численности зарегистрированных безработных, кроме благоприятного развития экономики республики и мер, принимаемых службой занятости, оказывает и трудоустройство граждан по направлению госслужбы занятости в рамках межрегионального перераспределения трудовых ресурсов. Таковых направлено 648 человек.

При содействии органов службы занятости по всем программам за шесть прошедших месяцев трудоустроено 21,6 тыс. человек.

- Эффективная работа службы занятости во многом зависит от того, какие отношения сложатся с вашими социальными партнерами - работодателями… 

- Названное мною количество граждан удалось трудоустроить благодаря тому, что работодатели заявили более 44 тыс. вакансий.

Наша работа по взаимодействию с работодателями строится строго в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России. Пониманию общности поставленных целей способствует проведение «круглых столов», дней службы занятости в организациях, семинаров, совещаний, в том числе с участием органов местного самоуправления, работа клубов работодателей и другие мероприятия. В практике нашей совместной работы - ежемесячные проверки специалистами центров занятости населения соблюдения ст. 25 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» в части предоставления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. К сожалению, не везде эти требования выполняются работодателями на должном уровне.

Многие центры занятости на протяжении нескольких лет работают с одними и теми же работодателями. Необходимо расширять круг привлекаемых работодателей и менять психологию наших партнеров на рынке труда и их отношение к гражданам, состоящим на учете в службе занятости.

- С какими еще трудностями сталкиваетесь в своей работе?

- В текущем году всеми центрами занятости населения заключены соглашения с администрациями районов и городов по выделению средств на финансирование общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. И хотя местными бюджетами выделено средств в 2,1 раза больше, вместе с тем, на 1 июля они выделены пока не всем центрам занятости населения и составляют 25,6% от объема, предусмотренного на 2007 год  Ведомственной целевой программой содействия занятости населения. Так что, во втором полугодии центрам занятости населения предстоит налаживание более тесного взаимодействия с органами местного самоуправления и работодателями по вопросам софинансирования общественных работ и временной занятости безработных граждан и подростков.

В постановке профессионального обучения в отдельных центрах увлекаются обучением безработных на операторов ПЭВМ или повышают их квалификацию по специальностям «бухгалтер» и «торговый работник», а спрос значителен только на рабочие специальности. Хотя, следует заметить, что обучение безработного навыкам владения компьютером резко повышает его конкурентоспособность на рынке труда. Данные ежеквартального мониторинга, проводимого службой занятости, говорят, что на начало июля на операторов ПЭВМ предложение со стороны безработных граждан превышало спрос почти в 13 раз, на бухгалтеров – в 6 раз, товароведов – в 9 раз. И только по профессии продавца спрос соответствовал предложению. Меняем в соответствии с этим и тактику действий наших центров занятости.

В текущем году несколько ослаблено взаимодействие центров занятости населения с управлениями сельского хозяйства по подготовке «трактористов-машинистов», «электрогазосварщиков» и некоторых других специалистов, требуемых в сельской местности.

Не сокращается число граждан, отчисленных в период обучения по различным причинам. За шесть месяцев этого года отчислено 37 человек, направленных девятью центрами занятости населения. Рост этих показателей говорит о необходимости повышения качества профессионального отбора безработных граждан, направляемых на обучение. Этому призвана способствовать технология профилирования, внедренная во всех центрах занятости населения.

В организации профессионального обучения безработных граждан необходимо также уделять больше внимания взаимодействию с одним из наших главных социальных партнеров на рынке труда – работодателем. С их участием проводить квалификационные экзамены, изыскивать возможности использования средств работодателей в процессе стажировки обучающихся в организациях.

- Вопросы миграционной политики достаточно новое направление вашей деятельности. Какие задачи предстоит решить в этой области в ближайшей перспективе?

- Принятые в последнее время новые законодательные акты в области миграционной политики, направленные на упрощение процедуры доступа на российский рынок труда иностранных работников и легализацию применения их труда,  поставили перед органами службы занятости новые задачи по совершенствованию процессов регулирования внешней трудовой миграции.  В органах службы занятости населения в целях информирования и консультирования населения, работодателей и иностранных граждан о положениях действующего законодательства в сфере привлечения и использования иностранных работников действуют 23 консультационных пункта. Перед нами стоит задача наладить их эффективную работу, совместно с Госинспекцией труда и Управлением федеральной миграционной службы по Чувашской Республике осуществить плановые и оперативные проверки организаций, привлекающих на работу иностранных граждан, в целях пресечения нелегальной трудовой миграции и соблюдения законных трудовых прав иностранных работников; изучить причины незаполняемости рабочих мест российскими гражданами, которые работодатели предлагают для замещения иностранным работникам, и с учетом этого скорректировать нашу совместную работу и многое другое.  

-Труд иностранцев в республике востребован?

- На 1 июля 12 работодателей получили положительное заключение органов службы занятости на привлечение и использование труда 138 иностранных работников из стран с визовым оформлением въезда и выезда.

Поступили 57 заявок работодателей о потребности в иностранной рабочей силе для формирования квоты на 2008 год на привлечение 1463 иностранных работников в безвизовом режиме. По ним органы службы занятости дали необходимые согласования.

- Леонид Аркадьевич, какие задачи стоят перед службой занятости на ближайшую перспективу?

- Будем добиваться выполнения контрольных показателей, полного и целевого освоения субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций по всем направлениям деятельности и, как следствие, более качественного оказания гражданам государственных услуг в содействии занятости.

 

Беседу вела Р. Лепилкина.



"Советская Чувашия"
04 августа 2007
00:00
Поделиться
;