Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

11:14 О графике посещений образовательных учреждений с целью контроля качества обучения безработных граждан

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и стажировка (профессиональное обучение) безработных граждан являются одним из самых эффективных средств повышения их конкурентоспособности на рынке труда и содействия трудоустройству.

Оценка эффективности профессионального обучения может вестись с трех разных позиций: отдельного потерявшего работу человека, работодателя, регионального рынка труда.

 С позиции отдельного потерявшего работу человека эффективность профессионального обучения может быть оценена социальным эффектом, то есть его удовлетворенностью качеством обучения, включением конкретного гражданина в трудовую деятельность, выходом его из затруднительной жизненной ситуации.

В целях оценки эффективности обучения, стажировки безработных граждан в третьем квартале 2009 года специалисты  центры занятости населения г. Канаша Госслужбы занятости Чувашии систематически посещали образовательные учреждения, организации и предприятия, проводили опросы граждан о качестве профессионального обучения, исследовали проблемы трудоустройства и профессиональной адаптации безработных граждан, прошедших обучение.

В 3 квартале 2009 года на профессиональное обучение было направлено 61 человек. Особой популярностью у безработных граждан пользовались такие специальности, как: «Водитель категории «Д», «Оператор ЭВМ», «Оператор газовой котельной», «Продавец – кассир», «Электрогазосварщик», «Повышение квалификации бухгалтеров по программе «1С: предприятие».

 Обучение по многим вышеперечисленным специальностям ведется на базе местных учебных заведений.

Еженедельные текущие проверки показали хорошую посещаемость учащимися занятий, что сказалось на положительных  результатах проведения итогового экзамена.

Профессиональное обучение завершили 42 человека, из них 22 – стажировку в целях обеспечение профессионального роста безработных граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование, совершенствование профессиональных навыков.

В июле – 18 человек завершили стажировку в основном по специальностям гуманитарной направленности, в августе 6 человек, из них 2 человека по специальностям «Парикмахер» в НОУ СПО «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза, 2 человека – по специальности  «Оператор газовой котельной» в ФГОУ СПО «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства», 2 – стажировку по специальностям «Оператор ЭВМ», «Секретарь - референт», в сентябре 17 человек, из них 15 – по специальности «Оператор ЭВМ» в УМЦ «Аспект», 2 человека стажировку по специальностям «Финансист», «Оператор ЭВМ».

Из 42 человек, закончивших обучение, было опрошено 42 человека (100%).

По мнению опрошенных граждан, оценки интенсивности обучения (программы обучения) распределились следующим образом: оценки продолжительности обучения: «подходящая» – 32 человек (76,2%), «короткая» – 10 человек (23,8%), «длинная» – 0 человека (2,3%).

Оценки преподавания предметов (по 5-балльной системе): на "5" оценивают 35 человека (83,33%), на "4" – 7 человек (16,67%).

По результатам опросов можно сделать вывод, что большинство граждан, прошедших обучение, устраивает его качество. Но при этом достаточно много граждан предлагают увеличить количество часов на производственную практику.

Предложения об увеличении сроков обучения, прежде всего за счет увеличения объема учебных часов на производственное обучение и производственную практику, поступают от образовательных учреждений.

Учитывая то, что возрастает доля нуждающихся в обучении, а соответственно, изменение качественного состава безработных граждан имеет отрицательную тенденцию, видимо, необходимо вести работу по увеличению сроков обучения.

 С позиций работодателей эффективность профессионального обучения будет выражаться заполнением вакантных рабочих мест и возможностью организации производительного труда на предприятии или в организации, и в конечном итоге – в экономической эффективности деятельности организации.

Удовлетворение заявок работодателей по вакансиям через профессиональное обучение реализуется путем открытия учебных групп по заявляемым профессиям, обучения новым профессиям, по которым оно ранее не осуществлялось. Так, например, в течение 2009 года было открыто обучение профессиям "машинист – тракторист, " и "переподготовка водителей с категории «С» на категорию «Д» для СХПК, Канашское ПАТП – филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

Работа центров занятости населения по изучению мнений работодателей о качестве обучения, как правило, состоит из получения их устных отзывов при посещениях предприятий, на совещаниях, мини-ярмарках рабочих мест, при встречах и т. д. Данное направление работы требует совершенствования, так как нам пока не удается обеспечить присутствие работодателей на выпускных экзаменах.

Трудоустройство граждан, прошедших по направлению службы занятости профессиональное обучение, является главным итоговым интегрированным показателем оценки работы, центра занятости по реализации программы "Профессиональное обучение".

При опросах в момент окончания обучения в среднем 15–20% граждан дают положительные ответы на вопрос о наличии места для трудоустройства.

В получении информации о трудоустройстве граждан после окончания обучения заинтересована только служба занятости. С другой стороны, обучавшиеся граждане или работодатели никаким образом не нуждаются в такой информации, поэтому на контакт по данному поводу идут неохотно и доля получаемой объективной информации мала.

Следует также иметь в виду, что достаточно большая часть граждан, закончивших обучение, устраивается на работу без оформления трудовых отношений (условия работодателя) или выезжает в другие районы или города с целью трудоустройства. У многих граждан нет телефонов.

Работа в целях контроля качества обучения и выполнения договорных обязательств образовательными учреждениями в ГУ Центр занятости населения города Канаша Госслужбы занятости Чувашии продолжается.



13 октября 2009
00:00
Поделиться
;