Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Могу копать, могу не копать

Кадровый голод заведомо считается общероссийской тенденцией и причины его связываются в первую очередь с демографическими проблемами страны. Но с дру­гой стороны, налицо следующий парадокс: в республике острый кадровый голод на­блюдается при тысячах безработных. Это 15000 мающихся в поисках работы граж­дан на 10000 скучающих без своего работника мест. И хоть предупреждал когда-то поэт, что умом Россию не понять, журнал «Моя Империя» все-таки рискнул взять в руки «аршин» и изучить причину кадрового голода.

 

ПРИЧИНА №1. Как это часто не совпадает...

 

На рынке труда Чувашии, как и на рынках труда многих других субъектов России, наблюдается не­соответствие между предложением и спросом на рабочую силу. Ситуа­ция сложилась в последнее деся­тилетие вследствие оторванности рынка образовательных услуг от потребностей экономики. Именно поэтому далеко не все выпускники вузов находят себе работу по полу­ченной специальности. В Чувашии наблюдается перепроизводство некоторых специалистов по гума­нитарным направлениям (эконо­мистов, юристов, менеджеров, пре­подавателей). Так, на 242 вакансии юрисконсульта, заявленные в тече­ние года, претендовало свыше 850 безработных, в том числе 95 вы­пускников. На 540 вакансий эконо­миста - около 2400 безработных, в том числе 281 выпускник. Статисти­ка свидетельствует, что из 3809 вы­пускников, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, только у 648 есть рабочая специальность, остальные 3 000 об­ладают профессиями по должностям служащих.

Для снижения остроты пробле­мы трудоустройства выпускников в службе занятости населения су­ществует специальная программа - стажировка. Выпускники вузов, тех­никумов, училищ непосредственно на рабочем месте могут приобрести опыт работы по полученной специ­альности. В этом году такой воз­можностью воспользовались свыше 1400 молодых специалистов. Хоро­шо зарекомендовавших себя ста­жеров работодатель, как правило, трудоустраивает на предприятии на постоянной основе.

 

ПРИЧИНА №2. Мы все учились понемногу...

 

Но вернемся к экономистам и юристам, которых сейчас хоть и большое количество, но ....по-прежнему, сильно не хватает. И здесь причиной часто выступает качество обучения, которое сильно снизилось за последнее время. Все больше потенциальных работода­телей отмечают, что наша система образования не может готовить необходимых рынку специалистов, поскольку она - структура консер­вативная, как и любая государствен­ная система, и ей сложно быстро реагировать на изменение потреб­ностей бизнес-практики.

В наших ВУЗах шутят: «Вы не переживайте, все равно придете на работу и вам скажут: Забудьте все, чему вас учили в университете. Там была теория, а сейчас будет прак­тика». Но чем оборачиваются такие шутки для студентов? Тем, что за­крыв двери университетов, двери компаний и предприятий они от­крыть не могут. Бывшие студенты признают, что в работе им приго­дилось в лучшем случае половина объема знаний, полученных в вузе! И то - это лишь технические знания и формулы, незыблемые по законам нашего материального мира. Что же говорить о знаниях в быстро меня­ющихся сферах? Например, в рекла­ме? Или программировании? Знания людей меняются все быстрее, запро­сы становятся иными, а нас так и учат древним приемам, которые уже не работают.

Нынешние студенты все чаще стали спрашивать себя: на что они тратят свое время? Например, для чего они сидят на лекции и пере­писывают себе в тетрадь записи профессора, тратя время впустую? Да потому, что мы в образователь­ном процессе до сих пор применяем одну (как минимум!) средневеко­вую штуку - лекционную форму. Но тогда это был единственный способ передачи научной информации, по­тому что книга была одна на всю школу - у учителя, и чтобы как-то снабдить учеников теорией, он вы­нужден был читать эту свою книгу под запись. И если даже в первой половине 90-х годов прошлого века это было еще приемлемо, то сейчас уже превратилось в театр абсурда. Почему сейчас нельзя пойти и от­ксерокопировать их или раскидать студентам по электронной почте для прочтения, а потом заняться прак­тикой вместе с преподавателем? Непонятно. И непонятно не только студентам, но и профессорам тоже. Но они это делают, потому что такая вот у нас форма образования. И в итоге студент получает 9936 часов «знаний», и из них только 4630 (!) практика. Все остальное - бессмыс­ленные диктанты, переписывания из одной тетради в другую. И все это растянуто на 5 лет жизни! И все это происходит на фоне бесконеч­ных реформ системы образования, только усугубляющих положение!

Современным студентам сложно устраиваться на работу. Причина не только в недостаточном погру­жении в практику, но и в крайней оторванности системы образования от реальных потребностей человека в целом. Какие навыки необходи­мы в повседневной жизни? Навык продуктивного общения. Навык отстаивания своих интересов. Лю­бое собеседование - это искусство самопрезентации, которое требует определенного уровня уверенности человека в себе (это крайне редко бывает врожденным качеством), знание психологии, умение оде­ваться и держать себя и так далее. Все эти важные моменты формиро­вания личности остаются не затро­нутыми.

Итак, налицо нехватка специа­листов из-за их несоответствия про­изводственным требованиям.

 

Причина №3. А судьи кто?..

 

Давайте посмотрим на этот про­цесс с другой стороны. Мы живем в стране с 142-миллионными на­селением, а высшее образование принято за стандарт. Всего эко­номически активного населения в России на данный момент около 75 млн., из них около 20% или 15 млн. человек имеют высшее образова­ние. Получается, что большинство из 15-миллионного трудоспособ­ного населения не соответствует выдвигаемым производственным требованиям? А... может быть, к работникам предъявляют не совсем объективные требования?

Вспоминается рассказ подруги, пытавшейся устроиться в одну из библиотек нашего города простым библиотекарем. На собеседовании, помимо выявления прямых способ­ностей для работы на выдаче книг, у нее выясняли, владеет ли она ино­странным языком. Причем в совер­шенстве. Получив убедительный ответ, спросили, умеет ли пользо­ваться компьютером. Нет, речь шла не о простом навыке работы в Word, Exele и почтовых программах, речь шла о программах дизайнерских. То есть, чтоб она умела что-то там ри­совать. Причем с выдумкой! Ну и в довершении поинтересовались, уме­ет ли она составлять бизнес-планы. В свою очередь подруга уточнила: «Предполагается, что составлени­ем бизнес-планов и разработкой дизайн-макетов я должна занимать­ся в свободное от своих прямых обя­занностей по выдаче книг время, но за ту же библиотекарскую зарпла­ту?». На сем и распростились.

Скажу сразу, случай не единич­ный - и я сама в разных компаниях сталкивалась со странной манией стыковать нестыкуемое. Видимо, в подсознании работодателей живет тоска по эпохе Возрождения с ее ти­танами - Леонардо, Микеланджело, Шекспиром. Ну, измельчал нынче народ, что ж поделать... Конечно, бывают исключения и можно найти маркетолога-дизайнера, но стоить этот человек будет в два раза до­роже двух отдельно взятых специ­алистов. Готова компания платить больше денег такому специалисту? Конечно, нет. Может быть, от жела­ния найти человека-оркестр, кото­рый будет выполнять широчайший спектр обязанностей за небольшие деньги, идет один из истоков кадро­вого голода?

Отечественные бизнесмены, пришедшие на рынок в начале 90-х годов прошлого века стихийно, без денег, полезных связей, без отрабо­танных методик ведения бизнеса, современных методов управления, чего уж там - порой и без высшего образования, зачастую не осознают, чего они хотят от персонала своей компании, не понимают, зачем им нужны те или иные специалисты. Если же понимают, то не могут по­ставить перед ними четких целей и задач. Например, генеральный директор при разработке корпо­ративного сайта компании ставит задачу перед дизайнером таким об­разом: «Сделай так, чтобы я сказал «Вау!». Можно ли, даже с большой натяжкой, эту задачу назвать вразу­мительной, такой, которая позволит дизайнеру ясно себе представить, что от него требуется? Ну, разве что он ... ясновидящий. В итоге страда­ют люди, которые не понимают, чего от них хотят, и их либо увольняют, либо они сами покидают компанию.

 

Причина №4. Мы не встретимся никак...

 

Отсутствие у менеджеров по персоналу представления о техно­логиях HR-брендинга, безразличие владельцев бизнеса к этой теме - еще одна причина «кадрового го­лода». С понятием HR-брендинга тесно связано понятие «репутация фирмы». Если в мегаполисах эле­ментарное соблюдение трудового кодекса и «белая» зарплата уже не являются преимуществом компании на рынке труда, то в регионах эти блага все еще большая редкость, а собрать информацию о компании в условиях развития Интернета ста­новится все проще. Менеджеры по персоналу вынуждены приукраши­вать достоинства организации, из­ворачиваться и откровенно лгать. Решение кадровых проблем с по­мощью неэтичных методов подта­чивает репутацию компании и рано или поздно приводит к «кадровому голоду».

К такому же результату может привести капризность и самомне­ние HR-менеджеров, отказывающих кандидатам по весьма субъектив­ным причинам. Бывает, что челове­ка «встречают по одежке» и ставят на нем жирный крест только на этом основании. Кадровый голод может наступить, когда нужного специа­листа не распознали среди многих, когда наблюдается недостаточный уровень профессиональной актив­ности в отношении кандидатов. HR-ам не нравится бегать и хлопотать за кого-то, отстаивать кандидата, «продавать» его. Специалист всем хорош, но не знает одной компью­терной программы. А ведь компания может обучить его на курсах всего за неделю!

Хотя постойте, такое поведение говорит как раз об отсутствии ка­дрового голода! Реальный голод за­ставляет брать на работу обычных адекватных людей, неважно какого пола или возраста, обучать их и ста­вить перед ними внятные задачи.

Но когда в описании вакансии фи­гурирует требование «возраст до 35 лет», или «только мужчина», или такой перл - «до 25 лет, с опытом работы» (!), это означает, что у ра­ботодателя есть большой выбор, на который он ставит дополнительный фильтр.

 

Причина №5. Куда ж нам плыть?..

 

Существенное влияние на рынок труда Чувашской Республики ока­зывает фактор ее ...трудоизбыточности. Чувашия по плотности насе­ления на один квадратный километр входит в первую десятку регионов России, а в Приволжском федераль­ном округе и вовсе по этому пока­зателю - лидер. А недостаточное количество рабочих мест, особенно в сельской местности, приводит к широкому распространению такого явления, как трудовая миграция. Причины недостатка рабочих мест в республике - особая песня. А пока это гонит специалистов из Чувашии в соседние регионы (Нижегород­скую область, Татарстан), в Москву и Санкт-Петербург, на Север. Ежегод­но на заработки выезжает 5-8% от численности занятых в экономике республики.

Кроме того, столичные менед­жеры сами активно работают с регионами, переманивают редких специалистов из других городов, а в провинции этот механизм (как и многие другие способы интенсив­ного рекрутинга) отсутствует. Да и заманивать нашим предприятиям пока нечем и не на что. Ведь оттоку рабочей силы, особенно квалифицированных кадров, способствует и более низкий уровень оплаты труда, и отсутствие программ карьерного роста на предприятиях республи­ки по сравнению мегаполисами. Среднемесячная заработная плата работников в Чувашии составила в августе текущего года 12871 рубль, что в 2 раза ниже, чем в столичных регионах.

 

Причина №6. Меня зо­вут рабочий класс...

 

Заметим, что ситуация с кадро­вым голодом очень сильно зависит от отрасли. Где действительно име­ет место быть кадровый голод, так это производство. Потому что в 90-е годы прошлого века основная масса абитуриентов шла учиться на юри­стов и экономистов. Это было модно и престижно. С другой стороны, у абитуриентов особо и выбора-то не было: зачем идти учиться на инженера, если потом некуда трудоустро­иться - производственная отрасль на тот момент была разрушена. Как следствие, сейчас практически от­сутствуют молодые люди с произ­водственными специальностями.

В банк вакансий службы занято­сти республики с начала года поступило 78,7 тысячи вакансий, 68 тысяч из которых - по рабочим специаль­ностям и лишь оставшиеся 10 тысяч по должностям служащих. Ощу­щается нехватка по техническим направлениям, особенно специали­стов с инновационным мышлением, ведь поколение от 40 лет и старше уже не устраивает нынешних работодателей в силу присущего этому поколению советского менталитета. Например, дефицит рабочих и инженерных кадров на предприятиях радиоэлектроники заметно отражается на темпах развития отрасли в целом.

Удивляет и то, к примеру, что долгие годы ни один вуз республики не готовил специалистов для его гиганта - «Химпрома», кадры которому поставлял лишь Чебоксарский химико-механический техникум. И только в 2004 году был подписан договор между ОАО «Химпром» и Чувашским государственным университетом о подготовке инженеров на базе химического и машиностроительного факультетов по специальностям «Химическая технология органических веществ» и «Машины и аппараты химических производств». «Химпром» взял на себя обязательства предоставлять в распоряжение студентов свою богатую библиотеку, брать на практику студентов, а по окончании обучения помогать с устройством на работу. Но сколько таких шагов нужно сделать, чтобы на любом производстве, наконец, наступила кадровая сытость?

 

Причина №7. Знамя блрьбы за рабочее дело...

 

Итак, в структуре вакансий, за­являемых работодателями в органы службы занятости, более 70% - ме­ста по рабочим профессиям и специ­альностям. Столь огромный процент вызван снижением престижа рабо­чих профессий среди молодежи, на­блюдаемым в последние годы.

Вспомним советскую эпоху. Са­мым главным вектором в воспита­нии молодежи был труд. Наверное, нет ни одной профессии, тем паче рабочей, про которую бы не сложили стихи или песни в то теперь уже далекое от нас не столько по времени, сколько по духу время. На это было направлены усилия и самого важнейшего из искусств - кинематографа. Какой бы фильм ни показывали, в нем всегда ясно обозначалась профессия челове­ка, видно было, как он трудится. Я говорю даже не о так называе­мых «производственных фильмах» («Встречный», «Время, вперед!»), но о всенародно любимых картинах - «Трактористы», «Неподдающиеся», «Девчата», «Высота». Как ни крути, стержень этих картин - производ­ство, но лирическая и комедийная нити так удачно были намотаны на этот стержень, что никто в здравом уме в этих фильмах и не заметит их производственность. И кстати, сколько девчонок и мальчишек уви­дели в советских фильмах примеры для подражания, сколько опиралось на них при выборе профессии! Не углубляясь в темы современного кинематографа, а главное - теле­вещания, мимоходом прошу вспом­нить, что произошло в стране после выхода фильма «Бригада». Вот она - великая сила искусства.

Сейчас за сохранение (нет уже не престижа, а хотя бы за сохране­ние как вида «рабочей профессии») борются лишь российские биржи труда. Практически в одиночку. Специалисты органов службы заня­тости населения нашей республики при проведении профориентационных мероприятий с выпускниками общеобразовательных школ рассказывают им о ситуации на рынке труда, о востребованных професси­ях и специальностях, проводят те­стирование на определение склон­ности к занятию по тем или иным профессиям. В целях повышения престижа рабочих профессий среди молодежи в последнее время прак­тикуется ознакомление с деятель­ностью предприятий и организаций республики, презентация учебных заведений начального профессио­нального образования. Но силы пока неравны!

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

 

Проблему с кадрами в нашей стране провоцирует крайне медлен­ное развитие производства и сек­тора реальной экономики. В отрасли добычи полезных ископаемых, стратегически важной для нашей страны, занято 2% населения. Имен­но эти 2% представляют реальную ценность для государства, принося львиную долю денег в бюджет, а работники других отраслей не так важны, потому что денег приносят несравнимо меньше. В данных усло­виях можно особо не заботиться о кадрах, что, собственно, сейчас у нас и происходит. Это будет про­должаться до тех пор, пока экспорт природных ресурсов будет основ­ной статьей дохода российского бюджета. Если вдруг произойдет переориентация на производство, сразу встанет вопрос о человече­ском ресурсе: его воспитании, об­разовании, мотивации и поддержке, ведь производственный процесс ба­зируется на людях, тогда надо будет заботиться не о 2% золотоносных кур, а о большем количестве людей.


10 ноября 2010
00:00
Поделиться
;