Могу копать, могу не копать
Кадровый голод заведомо считается общероссийской тенденцией и причины его связываются в первую очередь с демографическими проблемами страны. Но с другой стороны, налицо следующий парадокс: в республике острый кадровый голод наблюдается при тысячах безработных. Это 15000 мающихся в поисках работы граждан на 10000 скучающих без своего работника мест. И хоть предупреждал когда-то поэт, что умом Россию не понять, журнал «Моя Империя» все-таки рискнул взять в руки «аршин» и изучить причину кадрового голода.
ПРИЧИНА №1. Как это часто не совпадает...
На рынке труда Чувашии, как и на рынках труда многих других субъектов России, наблюдается несоответствие между предложением и спросом на рабочую силу. Ситуация сложилась в последнее десятилетие вследствие оторванности рынка образовательных услуг от потребностей экономики. Именно поэтому далеко не все выпускники вузов находят себе работу по полученной специальности. В Чувашии наблюдается перепроизводство некоторых специалистов по гуманитарным направлениям (экономистов, юристов, менеджеров, преподавателей). Так, на 242 вакансии юрисконсульта, заявленные в течение года, претендовало свыше 850 безработных, в том числе 95 выпускников. На 540 вакансий экономиста - около 2400 безработных, в том числе 281 выпускник. Статистика свидетельствует, что из 3809 выпускников, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, только у 648 есть рабочая специальность, остальные 3 000 обладают профессиями по должностям служащих.
Для снижения остроты проблемы трудоустройства выпускников в службе занятости населения существует специальная программа - стажировка. Выпускники вузов, техникумов, училищ непосредственно на рабочем месте могут приобрести опыт работы по полученной специальности. В этом году такой возможностью воспользовались свыше 1400 молодых специалистов. Хорошо зарекомендовавших себя стажеров работодатель, как правило, трудоустраивает на предприятии на постоянной основе.
ПРИЧИНА №2. Мы все учились понемногу...
Но вернемся к экономистам и юристам, которых сейчас хоть и большое количество, но ....по-прежнему, сильно не хватает. И здесь причиной часто выступает качество обучения, которое сильно снизилось за последнее время. Все больше потенциальных работодателей отмечают, что наша система образования не может готовить необходимых рынку специалистов, поскольку она - структура консервативная, как и любая государственная система, и ей сложно быстро реагировать на изменение потребностей бизнес-практики.
В наших ВУЗах шутят: «Вы не переживайте, все равно придете на работу и вам скажут: Забудьте все, чему вас учили в университете. Там была теория, а сейчас будет практика». Но чем оборачиваются такие шутки для студентов? Тем, что закрыв двери университетов, двери компаний и предприятий они открыть не могут. Бывшие студенты признают, что в работе им пригодилось в лучшем случае половина объема знаний, полученных в вузе! И то - это лишь технические знания и формулы, незыблемые по законам нашего материального мира. Что же говорить о знаниях в быстро меняющихся сферах? Например, в рекламе? Или программировании? Знания людей меняются все быстрее, запросы становятся иными, а нас так и учат древним приемам, которые уже не работают.
Нынешние студенты все чаще стали спрашивать себя: на что они тратят свое время? Например, для чего они сидят на лекции и переписывают себе в тетрадь записи профессора, тратя время впустую? Да потому, что мы в образовательном процессе до сих пор применяем одну (как минимум!) средневековую штуку - лекционную форму. Но тогда это был единственный способ передачи научной информации, потому что книга была одна на всю школу - у учителя, и чтобы как-то снабдить учеников теорией, он вынужден был читать эту свою книгу под запись. И если даже в первой половине 90-х годов прошлого века это было еще приемлемо, то сейчас уже превратилось в театр абсурда. Почему сейчас нельзя пойти и отксерокопировать их или раскидать студентам по электронной почте для прочтения, а потом заняться практикой вместе с преподавателем? Непонятно. И непонятно не только студентам, но и профессорам тоже. Но они это делают, потому что такая вот у нас форма образования. И в итоге студент получает 9936 часов «знаний», и из них только 4630 (!) практика. Все остальное - бессмысленные диктанты, переписывания из одной тетради в другую. И все это растянуто на 5 лет жизни! И все это происходит на фоне бесконечных реформ системы образования, только усугубляющих положение!
Современным студентам сложно устраиваться на работу. Причина не только в недостаточном погружении в практику, но и в крайней оторванности системы образования от реальных потребностей человека в целом. Какие навыки необходимы в повседневной жизни? Навык продуктивного общения. Навык отстаивания своих интересов. Любое собеседование - это искусство самопрезентации, которое требует определенного уровня уверенности человека в себе (это крайне редко бывает врожденным качеством), знание психологии, умение одеваться и держать себя и так далее. Все эти важные моменты формирования личности остаются не затронутыми.
Итак, налицо нехватка специалистов из-за их несоответствия производственным требованиям.
Причина №3. А судьи кто?..
Давайте посмотрим на этот процесс с другой стороны. Мы живем в стране с 142-миллионными населением, а высшее образование принято за стандарт. Всего экономически активного населения в России на данный момент около 75 млн., из них около 20% или 15 млн. человек имеют высшее образование. Получается, что большинство из 15-миллионного трудоспособного населения не соответствует выдвигаемым производственным требованиям? А... может быть, к работникам предъявляют не совсем объективные требования?
Вспоминается рассказ подруги, пытавшейся устроиться в одну из библиотек нашего города простым библиотекарем. На собеседовании, помимо выявления прямых способностей для работы на выдаче книг, у нее выясняли, владеет ли она иностранным языком. Причем в совершенстве. Получив убедительный ответ, спросили, умеет ли пользоваться компьютером. Нет, речь шла не о простом навыке работы в Word, Exele и почтовых программах, речь шла о программах дизайнерских. То есть, чтоб она умела что-то там рисовать. Причем с выдумкой! Ну и в довершении поинтересовались, умеет ли она составлять бизнес-планы. В свою очередь подруга уточнила: «Предполагается, что составлением бизнес-планов и разработкой дизайн-макетов я должна заниматься в свободное от своих прямых обязанностей по выдаче книг время, но за ту же библиотекарскую зарплату?». На сем и распростились.
Скажу сразу, случай не единичный - и я сама в разных компаниях сталкивалась со странной манией стыковать нестыкуемое. Видимо, в подсознании работодателей живет тоска по эпохе Возрождения с ее титанами - Леонардо, Микеланджело, Шекспиром. Ну, измельчал нынче народ, что ж поделать... Конечно, бывают исключения и можно найти маркетолога-дизайнера, но стоить этот человек будет в два раза дороже двух отдельно взятых специалистов. Готова компания платить больше денег такому специалисту? Конечно, нет. Может быть, от желания найти человека-оркестр, который будет выполнять широчайший спектр обязанностей за небольшие деньги, идет один из истоков кадрового голода?
Отечественные бизнесмены, пришедшие на рынок в начале 90-х годов прошлого века стихийно, без денег, полезных связей, без отработанных методик ведения бизнеса, современных методов управления, чего уж там - порой и без высшего образования, зачастую не осознают, чего они хотят от персонала своей компании, не понимают, зачем им нужны те или иные специалисты. Если же понимают, то не могут поставить перед ними четких целей и задач. Например, генеральный директор при разработке корпоративного сайта компании ставит задачу перед дизайнером таким образом: «Сделай так, чтобы я сказал «Вау!». Можно ли, даже с большой натяжкой, эту задачу назвать вразумительной, такой, которая позволит дизайнеру ясно себе представить, что от него требуется? Ну, разве что он ... ясновидящий. В итоге страдают люди, которые не понимают, чего от них хотят, и их либо увольняют, либо они сами покидают компанию.
Причина №4. Мы не встретимся никак...
Отсутствие у менеджеров по персоналу представления о технологиях HR-брендинга, безразличие владельцев бизнеса к этой теме - еще одна причина «кадрового голода». С понятием HR-брендинга тесно связано понятие «репутация фирмы». Если в мегаполисах элементарное соблюдение трудового кодекса и «белая» зарплата уже не являются преимуществом компании на рынке труда, то в регионах эти блага все еще большая редкость, а собрать информацию о компании в условиях развития Интернета становится все проще. Менеджеры по персоналу вынуждены приукрашивать достоинства организации, изворачиваться и откровенно лгать. Решение кадровых проблем с помощью неэтичных методов подтачивает репутацию компании и рано или поздно приводит к «кадровому голоду».
К такому же результату может привести капризность и самомнение HR-менеджеров, отказывающих кандидатам по весьма субъективным причинам. Бывает, что человека «встречают по одежке» и ставят на нем жирный крест только на этом основании. Кадровый голод может наступить, когда нужного специалиста не распознали среди многих, когда наблюдается недостаточный уровень профессиональной активности в отношении кандидатов. HR-ам не нравится бегать и хлопотать за кого-то, отстаивать кандидата, «продавать» его. Специалист всем хорош, но не знает одной компьютерной программы. А ведь компания может обучить его на курсах всего за неделю!
Хотя постойте, такое поведение говорит как раз об отсутствии кадрового голода! Реальный голод заставляет брать на работу обычных адекватных людей, неважно какого пола или возраста, обучать их и ставить перед ними внятные задачи.
Но когда в описании вакансии фигурирует требование «возраст до 35 лет», или «только мужчина», или такой перл - «до 25 лет, с опытом работы» (!), это означает, что у работодателя есть большой выбор, на который он ставит дополнительный фильтр.
Причина №5. Куда ж нам плыть?..
Существенное влияние на рынок труда Чувашской Республики оказывает фактор ее ...трудоизбыточности. Чувашия по плотности населения на один квадратный километр входит в первую десятку регионов России, а в Приволжском федеральном округе и вовсе по этому показателю - лидер. А недостаточное количество рабочих мест, особенно в сельской местности, приводит к широкому распространению такого явления, как трудовая миграция. Причины недостатка рабочих мест в республике - особая песня. А пока это гонит специалистов из Чувашии в соседние регионы (Нижегородскую область, Татарстан), в Москву и Санкт-Петербург, на Север. Ежегодно на заработки выезжает 5-8% от численности занятых в экономике республики.
Кроме того, столичные менеджеры сами активно работают с регионами, переманивают редких специалистов из других городов, а в провинции этот механизм (как и многие другие способы интенсивного рекрутинга) отсутствует. Да и заманивать нашим предприятиям пока нечем и не на что. Ведь оттоку рабочей силы, особенно квалифицированных кадров, способствует и более низкий уровень оплаты труда, и отсутствие программ карьерного роста на предприятиях республики по сравнению мегаполисами. Среднемесячная заработная плата работников в Чувашии составила в августе текущего года 12871 рубль, что в 2 раза ниже, чем в столичных регионах.
Причина №6. Меня зовут рабочий класс...
Заметим, что ситуация с кадровым голодом очень сильно зависит от отрасли. Где действительно имеет место быть кадровый голод, так это производство. Потому что в 90-е годы прошлого века основная масса абитуриентов шла учиться на юристов и экономистов. Это было модно и престижно. С другой стороны, у абитуриентов особо и выбора-то не было: зачем идти учиться на инженера, если потом некуда трудоустроиться - производственная отрасль на тот момент была разрушена. Как следствие, сейчас практически отсутствуют молодые люди с производственными специальностями.
В банк вакансий службы занятости республики с начала года поступило 78,7 тысячи вакансий, 68 тысяч из которых - по рабочим специальностям и лишь оставшиеся 10 тысяч по должностям служащих. Ощущается нехватка по техническим направлениям, особенно специалистов с инновационным мышлением, ведь поколение от 40 лет и старше уже не устраивает нынешних работодателей в силу присущего этому поколению советского менталитета. Например, дефицит рабочих и инженерных кадров на предприятиях радиоэлектроники заметно отражается на темпах развития отрасли в целом.
Удивляет и то, к примеру, что долгие годы ни один вуз республики не готовил специалистов для его гиганта - «Химпрома», кадры которому поставлял лишь Чебоксарский химико-механический техникум. И только в 2004 году был подписан договор между ОАО «Химпром» и Чувашским государственным университетом о подготовке инженеров на базе химического и машиностроительного факультетов по специальностям «Химическая технология органических веществ» и «Машины и аппараты химических производств». «Химпром» взял на себя обязательства предоставлять в распоряжение студентов свою богатую библиотеку, брать на практику студентов, а по окончании обучения помогать с устройством на работу. Но сколько таких шагов нужно сделать, чтобы на любом производстве, наконец, наступила кадровая сытость?
Причина №7. Знамя блрьбы за рабочее дело...
Итак, в структуре вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости, более 70% - места по рабочим профессиям и специальностям. Столь огромный процент вызван снижением престижа рабочих профессий среди молодежи, наблюдаемым в последние годы.
Вспомним советскую эпоху. Самым главным вектором в воспитании молодежи был труд. Наверное, нет ни одной профессии, тем паче рабочей, про которую бы не сложили стихи или песни в то теперь уже далекое от нас не столько по времени, сколько по духу время. На это было направлены усилия и самого важнейшего из искусств - кинематографа. Какой бы фильм ни показывали, в нем всегда ясно обозначалась профессия человека, видно было, как он трудится. Я говорю даже не о так называемых «производственных фильмах» («Встречный», «Время, вперед!»), но о всенародно любимых картинах - «Трактористы», «Неподдающиеся», «Девчата», «Высота». Как ни крути, стержень этих картин - производство, но лирическая и комедийная нити так удачно были намотаны на этот стержень, что никто в здравом уме в этих фильмах и не заметит их производственность. И кстати, сколько девчонок и мальчишек увидели в советских фильмах примеры для подражания, сколько опиралось на них при выборе профессии! Не углубляясь в темы современного кинематографа, а главное - телевещания, мимоходом прошу вспомнить, что произошло в стране после выхода фильма «Бригада». Вот она - великая сила искусства.
Сейчас за сохранение (нет уже не престижа, а хотя бы за сохранение как вида «рабочей профессии») борются лишь российские биржи труда. Практически в одиночку. Специалисты органов службы занятости населения нашей республики при проведении профориентационных мероприятий с выпускниками общеобразовательных школ рассказывают им о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях и специальностях, проводят тестирование на определение склонности к занятию по тем или иным профессиям. В целях повышения престижа рабочих профессий среди молодежи в последнее время практикуется ознакомление с деятельностью предприятий и организаций республики, презентация учебных заведений начального профессионального образования. Но силы пока неравны!
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.