Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Дефицит на все руки

Профессиональное образование должно отвечать требованиям рынка труда.

Владимир Николаевич Иванов родился 22 ноября 57 года в деревне Алешкино Ядринского района Чувашии. В 1978 году окончил Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я. Яко­влева по специальности «физика». После окончания вуза работал директором Кильдишевской восьми­летней школы.

В 1981 году возглавил Селоядринскую среднюю школу. В марте 1988 года назначен заведующим РОНО исполкома Ядринского райсовета. С 1991 по 2002 год работал заместителем директора Ядринской национальной гимназии по науке и научно-методиче­ской работе. С 2002 по 2008 год - профессор кафедры методики преподавания физики в ЧГУ имени И.Н. Ульянова, с 2009 по 2011 год - профессор кафедры теоретической и экспериментальной физики Чувашского государственного университета. 7 февраля 2011 года назначен министром образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Доктор педагогических наук, профессор. Награжден Почетной грамотой   Министерства   просвещения РСФСР (1987). Имеет звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики» (1998), медаль К.Д. Ушинского (2003).

В феврале в Чувашии был назначен новый министр образования и молодежной полити­ки. Впервые на этой должности руководи­тель, имеющий высокую ученую степень. Именно поэтому в республике ждут больших перемен в системе образования.

Начало работы Владимира Иванова совпа­ло с принятием новой республиканской про­граммы комплексного развития профобразо­вания, которая призвана подготовить для инновационных производств современных инженеров и рабочих. В этот проект власти готовы вложить 2 миллиарда рублей. О том, как будет реализовываться программа и что предстоит сделать, чтобы поднять уровень образования в регионе, министр образования и молодежной политики Чувашской Республи­ки Владимир Иванов рассказал корреспонденту «РГ».

Владимир Николаевич, у вас большой педагогический опыт. Уже в 21 год вы стали директором школы. Расскажите нем­ного о том, с чего вы начинали свою карье­ру.

Не знаю, к сожалению или к счастью, но обычным учителем мне удалось поработать совсем недолго, перед назначением на дол­жность министра. Я преподавал физику в школе и работал в вузе. А начинал с учебы в педагогическом институте. Сразу после его окончания меня назначили директором школы в родной район. Спустя три года пере­вели в другую сельскую школу. Затем работал заведующим районным отделом образования и заместителем директора гимназии по науке. Это был бесценный опыт.

Вы долго раздумывали над предложением возглавить министерство образования?

На должность министра меня приглашал пер­вый президент республики Николай Федоров еще 13 лет назад. Но тогда я отказался - планы по реструктуризации школ мне каза­лись опасными. Спустя годы отношение ко многим вопросам у меня изменилось, и на предложение уже нового главы республики Михаила Игнатьева я ответил согласием.

Что вы планируете изменить в образова­тельной политике региона в первую оче­редь?

О каких-то кардинальных переменах я бы говорить не стал. За время реализации нацпроекта «Образование» в республике произо­шли большие изменения - реструктуризация школьной сети, введение нормативного финансирования, информатизация учебных заведений и так далее. Сегодня в приоритете будут реализация национальной образова­тельной инициативы «Наша новая школа», модернизация профессионального образова­ния, обеспечение доступности и улучшение качества дошкольного образования. В последние годы этим направлениям уделя­лось недостаточное внимание, особенно это касается профессионального образования.

Какие именно проблемы в этой сфере, на ваш взгляд, наиболее актуальные?

Прежде всего несоответствие потребностям рынка труда, и в первую очередь это относит­ся к высшей школе. Вузы сегодня готовят в основном менеджеров и юристов, тем самым отвечая больше на запросы населения, чем экономики. В результате мы имеем то, что имеем. Например, в прошлом году из десяти тысяч человек высшее образование получили 574 жителя республики, среднее - 161 и толь­ко 65 человек - начальное профессиональное образование. А на республиканском рынке труда более 80 процентов вакансий - рабочие профессии. Именно поэтому я считаю, что изменение структуры подготовки кадров, оптимизация направлений и профилей - важнейшая задача.

Ситуацию должна изменить принятая про­грамма модернизации профессионально­го образования? Что будет сделано в пер­вую очередь?

Мы планируем привести систему профессио­нального образования в соответствие с потребностями рынка труда. На эти цели только из республиканского бюджета будет направлено около 500 миллионов рублей. Причем деньги предназначены не только государственным образовательным учрежде­ниям, но и коммерческим, приоритет при этом будет отдан рабочим профессиям и инженерным специальностям.

К тому же мы внимательно следим за тем, чтобы новые специальности, которые откры­ваются в учебных заведениях республики, соответствовали потребностям экономики. Например, в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова начали готовить так необходимых специалистов информационной безопасности, а прием на бюджетные места по экономическим и гума­нитарным направлениям сократили.

Мы пересмотрели подготовку специали­стов по рабочим профессиям. В пользу прио­ритетных для социально-экономического развития республики специальностей закры­ли 22 специализации в учебных заведениях начального профессионального образования и 18 в сфере среднего профобразования.

Как быстро такие меры помогут?

Не так скоро, как хотелось бы. Проблемы в сфере профессионального образования усу­губляются еще и демографическим спадом. С каждым годом уменьшается количество учащихся, следовательно, растет дефицит молодых специалистов. По нашим прогно­зам, в 2013 году число студентов снизится более чем на 40 процентов по отношению к 2009 году. А это значит, что нужны совре­менные модели организации непрерывного дополнительного профессионального обра­зования. Недавно я был в Канаше и порадо­вался, что там люди с высшим юридическим и экономическим образованием не стесня­ются переучиваться на операторов газонапорных станций. Пусть это и начальное про­фессиональное образование, зато они гаран­тированно будут востребованы на рынке труда.

И еще я уверен, что государство и бизнес должны объединить усилия в развитии про­фессионального образования. Ведь они одинаково в этом заинтересованы. В республике есть примеры эффективного сотрудничества средних специальных учебных заведений с промышленными предприя­тиями. Например, в Чебоксарах на базе электромеханического колледжа и маши­ностроительного техникума созданы цен­тры технологической подготовки высоко­квалифицированных рабочих. Ежегодно в этих учреждениях проходят обучение свыше 1,5 тысячи человек.

Кроме того, работодатели сегодня актив­но участвуют в наборе абитуриентов, прово­дят экспертизу профессиональных образова­тельных программ, принимают участие в государственной итоговой аттестации выпу­скников. Все профессиональные училища имеют договоры с работодателями. На пред­приятиях республики действуют 130 базо­вых кафедр вузов - студенты закрепляют тео­ретические знания в условиях реального производства.

Примером эффективного государственно-частного партнерства я считаю проект модер­низации ПУ № 22 в Канаше при участии ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепро­воды». Еще до кризиса компания вложила более 500 миллионов рублей в современное оборудование для училища и повышение ква­лификации преподавателей. Затем ПУ воз­главил менеджер этой компании. Сегодня учебные планы здесь формируются при уча­стии предприятия. Другой пример - создание регионального центра подготовки и перепод­готовки рабочих для производства фирмы KNAUF на базе чебоксарского училища № 18. Одним словом, опыт у нас есть. Нужно лишь его растиражировать.

Что может предложить система профес­сиональной подготовки людям с ограни­ченными возможностями здоровья?

Здесь мы придерживаемся принципа равен­ства. В республике создаются условия для социальной интеграции людей с ограничен­ными возможностями здоровья, они получа­ют образование наравне с другими. На базе нескольких училищ созданы ресурсные цен­тры по профессиональной и социальной реа­билитации детей-инвалидов. Сейчас в 37 учреждениях профобразования республики учится около 800 детей-инвалидов по 42 специальностям. Ребята успешно осваивают такие профессии, как портной, мастер столярного и мебельного производства. А после учебы мы обязательно стараемся их трудо­устраивать.

Сегодня большое внимание уделяется начальной школе. Утверждена националь­ная образовательная инициатива «Наша новая школа». Чего ожидать учителям?

Изменений будет много. Это касается и каче­ства обучения, и организации внеурочной деятельности. В этом году в нескольких шко­лах началась апробация основной образова­тельной программы по новому федерально­му стандарту. Содержание образования сильно не меняется - те же предметы, при­мерно такое же количество часов. Но в учеб­ном плане будет больше свободы.

Появятся обязательные требования к результатам работы. Скажем, четвероклассник должен научиться находить информа­цию в Интернете, пользоваться операцион­ными системами, отправлять электронные письма. Какими способами этому научить, решать учителю. Не в одиночку, разумеется. Каждая школа составит свои образовательные программы. Принять в этом участие дол­жны и родители, это одно из обязательных условий нового стандарта.

Большое внимание будем уделять под­держке талантливых детей и молодежи. Так, на базе Чувашского государственного уни­верситета имени И.Н. Ульянова планируем создать центр поддержки одаренных детей. Для ребят откроется доступ в научные лаборатории и технические центры, с ними будут работать лучшие преподаватели.

Владимир Николаевич, одним из приоритет­ных направлений деятельности министер­ства вы назвали совершенствование систе­мы дошкольного образования. Какие про­блемы будут решены в первую очередь?

Главная задача - решить вопрос нехватки мест в детских садах. Сегодня более 18 тысяч детей ждут своей очереди в дошкольные учреждения. Кое-что уже сделано. Например, в апреле этого года в республике начал действовать проект, призванный частично снять существующую напряженность. Мало­имущие семьи, имеющие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, будут получать компенсацию в размере 4330 рублей в месяц. На эти деньги могут претендовать семьи, воспитывающие малышей, которые стоят в очереди в детский сад, но не попадают туда из-за нехватки мест. В Чебоксарах в таком положении ока­зались более 8 тысяч детей.

Таким образом мы надеемся разгрузить очереди в дошкольные учреждения. Мамы малышей получат возможность нанять няню или отдать ребенка в частные учреждения. Сейчас проект действует в трех городах и финансируется из республиканского и муни­ципального бюджетов.

Мы также ищем и другие возможности увеличить количество мест в детских садах. В последние годы для сокращения очередно­сти в 168 школах были открыты дошкольные группы, появились семейные и домашние детские сады. В ближайшее время планиру­ется строительство 10 новых детсадов. В рес­публике уже действует программа по возвра­щению детских садов, которые ранее были перепрофилированы под другие учрежде­ния, планируется реконструкция 22 таких зданий. Конечно, говорить о том, что про­блема решится за год, нельзя. Но такой ком­плексный подход поможет нам в течение нескольких лет справиться с дефицитом мест в детских садах.

Каких принципов вы придерживаетесь в работе?

Я считаю, что управленец - это человек, который может, не боясь последствий, дове­риться своим подчиненным. Для этого надо быть уверенным, что они сделают работу лучше, чем ты сам. Ведь не зря говорят, что у хорошего руководителя умные заместители. В своих я уверен. Поэтому планирую постро­ить работу на управлении в команде, дове­ряя и максимально делегируя ответствен­ность и полномочия подчиненным.

 

Дословно

Михаил Игнатьев, Президент Чувашской Республики

- Мы уже не первый год ведем разговор, что у нас с избытком готовят экономистов, юристов, специалистов в области менеджмента и маркетинга. Но до сих пор целая армия с дипломами о высшем образовании выходит на рынок труда и, не устроившись на работу, пополняет ряды клиентов биржи труда. Сегодня погрешность в структуре «спрос – предложение» в среднем составляет 50 процентов, а должна составлять не более десяти.



"Российская газета"
12 мая 2011
00:00
Поделиться
;