Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Ментальное здоровье. Работа с детьми с РАС.

Ментальное здоровье. Работа с детьми с РАС.

Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества.

В современном мире проблемы ментального нарушения у детей стоят особо остро. Аутизм у детей в настоящее время приобретает особую актуальность, так как число таких детей с каждым годом увеличивается. «Аутичность» (от греческого - «сам) - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний».

Аутизм – это расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.        

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

В столичном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних ежегодно проходят реабилитацию по 3-4 ребенка с расстройствами аутистического спектра. Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, проводится комплексно, группой специалистов: психологом, логопедом, инструктором по труду, инструктором по физической культуре, музыкальным работником и родителями.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия таких детей используются как групповые (в малых группах), так и индивидуальные формы работы.

На занятиях с детьми РАС используются различные виды деятельности на развитие мелкой моторики: конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков, складывание из палочек геометрических фигур, букв, работа с мозаикой, пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью используется также работа с песком, глиной, пшеном, водой, лепка.

С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений. Для этого используются занятия в спортивном зале.

Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка составляется план группы с указанием расположения предметов, оформляется распорядок дня с использованием символов и рисунков.

Специалисты Центра утверждают, что для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком важна доброжелательная атмосфера как в группе, так и в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт.

Таким образом, аутизм - это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (все воспринимается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком и слабостью чувства Я.

При этом дети с таким диагнозом, на самом деле отнюдь не отворачиваются от окружающего мира - желание общаться и быть понятыми, как правило, у них еще больше, чем у обычных детей.

 

 

 



БУ «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии
23 июня 2023
11:58
Поделиться